Цифровые приемы и ограничения

интермузей.лого

В Москве подвели итоги международного фестиваля музеев «Интермузей-2014». Победителем в номинации «Музейные фонды — сохранить и показать» признан старейший музей Подмосковья, Егорьевский историко-художественный музей.

Отмеченный вниманием жюри проект «Егорьевские находки» был реализован в партнерстве с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации. Благодаря стараниям сотрудников института два года назад удалось вернуть к жизни 27 полотен XVIII-XIX веков из собрания основателя Егорьевского музея, текстильного фабриканта Михаила Бардыгина. Выставка отреставрированных картин, открывшаяся летом 2013 года в Егорьевске, вызвала большой интерес посетителей и журналистов и была продлена по времени. Сейчас все произведения вошли в основную экспозицию художественного отдела музея, напечатан каталог «Егорьевские находки».

Гран-при фестиваля в номинации «Лучший музей Года культуры» получил Государственный исторический музей за представленный проект медиапортала. Победителем в номинации «Музей в информационном пространстве» стал Государственный Ростов-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.

«Музей — региональный центр притяжения» — так звучит номинация, лучшим в которой признан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» за проект по созданию опытной станции по восстановлению исторического природного ландшафта и традиционного землепользования. В этой номинации оценивались реализованные музейные проекты, которые к данному времени уже позитивно повлияли на уровень жизни местного населения, превратив музей в культурный центр конкретного региона.

Государственная Третьяковская галерея с проектом «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» победила в номинации «Музейная среда — искусство создавать».


Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

СЛУШАТЬ

«Музей в цифровую эпоху» или «Музей в информационном пространстве» — так звучала тема фестиваля в этом году. Впервые музейная выставка, интерактивная, культурная и деловая программы фестиваля проходили в Манеже. Почти 300 павильонов заняли 220 участников-музеев со всей России и других стран СНГ. Главным условием участия в фестивале было требование организаторов подготовить электронную презентацию музея и контент для интерактивного стенда.

Как рассказал журналистам министр культуры Владимир Мединский, количество экспонентов по сравнению с предыдущим фестивалем выросло почти вдвое, в том числе благодаря тому, что участие для музеев впервые стало бесплатным. Привлечь большее количество участников удалось и за счет проведения мероприятия в московском Манеже. По словам министра, теперь Интермузей всегда будет проводиться на этой площадке. «Выставка из узкопрофессионального мероприятия, где музейщики обмениваются взаимным опытом, превратилась в дело, которое интересно многим москвичам, посмотрите, как много здесь посетителей просто с улицы, которые приходят познакомиться с другими музеями. Может быть это будет их первым шагом, после которого они пойдут и в сам музей», — предположил Владимир Мединский.

Однако потенциальный посетитель музея не сразу поймет, в чем различия между коллекциями и экспонатами представленных учреждений. Общие «цифровые» условия, призванные облегчить участие в фестивале одновременно сыграли и роль ограничителей на пути к представлению собственной индивидуальности музея. На втором десятке стендов с touch-панелями возникает желание просмотреть все записи за раз и на одном экране, ведь разница между ними давно уже стерлась. Когда меняются только названия и презентации на экране, начинает казаться, что в сущности исторические и художественные музеи ничем не отличаются, например, от музея кошек. Точно также как в сети Интернет информация сливается в один большой океан разнородных знаний и фактов, представленные в Манеже музеи в большинстве своем слились в обезличенное пространство. И используемые всеми одни и те же цифровые приемы только лучше закрепили подобное мнимое отсутствие различий. В итоге выставка музеев превратилась в выставку достижений программистов и дизайнеров этих музеев.

Если рассматривать мероприятие с этой стороны, отдельные экспоненты поражали воображение — Государственный Дарвиновский музей каким-то образом «добавлял» диких животных в запись камеры наблюдения в реальном времени, Тобольский кремль предлагал прогуляться под стенами древнейшего строения, надев очки для виртуального тура. Всевозможные гаджеты, интерактивные книги, QR-коды и прочие мультимедийные аттракционы вызывали интерес как детей, так и взрослых.

Нельзя не отметить изобретательности и находчивости музейных коллективов, столкнувшихся с подобными ограничениями. Помимо внимательных экскурсоводов (некоторые из них даже были в национальных костюмах), на стендах участников встречались различные интересные находки. На площадке упомянутого Егорьевского художественного музея можно было через трубку старинного телефона прослушать записи игры на фисгармонии начала XX века, хранящейся в музее.

Вятский художественный музей имени Васнецовых представил на выставке коллекцию стерео-негативов, сделанных в начале века легендарным фотографом Сергеем Лобовиковым. Рассматривая в 3d-очках вятские пейзажи, портреты крестьян и домашних животных, сфотографированных в начале прошлого века, невольно прикасаешься к живому пространству музея вне времени.