Влюбленные в классическое искусство

_03_ Weisberg_painting_GTG

В Москве выставкой работ Владимира Вейсберга официально открыли новую арт-площадку культурного фонда IN ARTIBUS, который занимается редким для частных организаций направлением: изучением и популяризацией классического искусства. Деятельность фонда началась в этом году с выставочного проекта «Михаил Рогинский. По ту сторону «Красной двери»» в рамках IV архитектурной биеннале в Венеции. Параллельно в Москве шла подготовка к большой монографической выставке художника второй половины XX века Владимира Вейсберга «Влюбленный в классическое искусство».

Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Как выразилась инициатор и учредитель IN ARTIBUS, коллекционер, меценат, издатель международной газеты The Art Newspaper Инна Баженова, организация этого фонда структурирует ее разнообразную активность в области искусства: «В первую очередь мы будем обращаться к тем художникам, которые меня как коллекционера интересуют. Это сложная живопись, художники, которые занимаются пластическими искусствами. И конечно — это в основном художники классического искусства».

«В выставочной программе мы начнем с классического и будем двигаться вперед и дальше, — поясняет директор фонда, известный куратор выставочных проектов Екатерина Кондранина, — считайте, что эта такая модель музея. Мы будем строить историю искусств на глазах зрителей. И будем проводить параллели, будем размышлять, изучать и связывать».

Примером тому может служить и первая выставка фонда в Москве. По словам Инны Баженовой, творчество Вейсберга интересно «и тем, и другим»: «Как это интересно нам (он фундаментальный живописец), так это интересно и людям, которые занимаются нон-конформизмом и современным искусством».

Однако при жизни Владимир Вейсберг не относился ни к одну из известных на тот момент «лагерей» и стоял особняком ото всех. По словам его ученика, московского художника Бориса Касаткина, Вейсберг воспринимал себя как продолжателя традиции масляной живописи. При этом он «вовсе не презирал проблемы современности» (цитата Касаткина из каталога выставки): «Был соцреализм, и он его не презирал. Был абстракционизм, и к нему он тоже не становился в позицию. Все, что имело отношение к профессии ему было интересно. Но больше всего ему было интересно то, что важно для колористов».

Эпиграфом к выставке стали слова художника «я изучаю палитру». И в экспозиции хорошо прослеживаются все этапы его творческих поисков — от ранних «цветных» работ, написанных под влиянием школы Ильи Машкова до совсем поздних, названных самим автором как «белое на белом». Может показаться, что с годами цвет исчезает из картин Вейсберга и они превращаются в монохромные натюрморты, но это только на первый взгляд, белый цвет как таковой не использовался автором.

«Если вы обратите внимание на весь ряд — они разные по колориту — какие-то более холодные, какие-то более теплые, какие-то зеленоватые, какие-то золотистые. И это значит, что общий тон, колорит складывается из тончайшей, совершенно эфемерной структуры цветовых отношений, сопряжения цвета. Его очень интересовала квинтэссенция колоризма. И он говорил: «я хочу заниматься только отношениями цветов». Не самими цветами, как по кругу Шевроля, основные и дополнительные, а только их отношениями», — рассказывает один из кураторов выставки, кандидат искусствоведения Елена Хлопина.

«Вейсберг — это классика и традиция всего классического искусства. Того искусства, которое не очень подвержено интеллектуальным спекуляциям современников. Они есть всегда, в любом веке. И всегда есть художники, которые менее им подвержены», — объясняет название выставки другой ее куратор Елена Руденко. «Он пользуется иконографией современного искусства. Но его задачи очень отличаются от задач того, что мы имеем ввиду под современным искусством. Его не интересует редуцирование искусства в сторону знака, его не интересует литература, его не интересует политика», — подчеркивает Елена Руденко и оговаривает, что «никакая теория для живописи ничего не значит» (цитата Вейсберга) и нужно непременно смотреть сами картины, причем обязательно при свете дня и как можно дольше.

Выставка продлится до 1 марта 2015 года, поэтому при желании советом куратора можно будет успеть воспользоваться. Экспозиция приурочена к 90-летию со дня рождения автора, после смерти которого в 1984 году в Москве прошло всего 4 персональных выставки.

В этот раз в столице собрано 88 произведений Владимира Вейсберга: живопись, рисунки и акварели — редкие вещи, предоставленные как государственными музеями (Третьяковская галерея, Русский музей), так и частными коллекциями, ряд произведений передали те, кому художник лично подарил их еще при жизни. Так в пространстве IN ARTIBUS оказались уникальные произведения, которые раньше не экспонировались (например, «Аэростат в сумерках» 1944 года и другие).

По мнению Бориса Касаткина, эта выставка не совсем для тех, кто в первый раз видит Вейсберга, а «для людей, которые следят и более или менее знают, что такое 50-е, 60-е, 70-е, и 80-е годы» в его творчестве. Однако организаторы надеются на понимание со стороны зрителей и готовы изучать предмет вместе с ними.

«Мы планируем обсуждения, у нас все выставки связаны с исследованием, изучением, и поэтому в рамках каждой выставки мы будем планировать конференцию. Например, в этой выставке принимал активное участие ученик Вейсберга Борис Константинович Касаткин, и мы очень благодарны ему. Он также открыл нам Вейсберга, обратил наше внимание на то, что мы и не могли представить. Поскольку мы все ученики, будем стараться вместе открывать для себя новые знания, новые страницы, — рассказывает о планах фонда его директор Екатерина Кондранина, — «Влюбленный в классическое искусство» — для нас для всех это как эпиграф. Потому что мы тоже все влюблены в классическое искусство и будем нести эту влюбленность сквозь все наши выставки».

Арт-пространство IN ARTIBUS  находится в Москве на Пречистенской набережной, 17.