Алмаз в короне русской оперы

Сцена из IV действия

«Смерть за царя» — предложил император Николай I новое название для оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Потом, расслышав в словосочетании сумрачный нюанс, дал вариант «Жизнь за царя». И этот факт едва не стал решающим в приеме оперы. «Жизнь за царя» уже обязывала к успеху, во всяком случае, к официальному. Музыковед и заслуженный работник культуры России Наталья Кочеткова считает, что первую оперу Михаила Глинки следует считать «Алмазом в короне русской оперы». В программе «Время культуры на радио Благо она подробно рассказала об истоках любви композитора к русской народной песни и о том, как принимала взыскательная петербургская публика премьерную постановку.

Время культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

«Как ждали в Петербурге этого события! Кто-то с нескрываемым восторгом, кто со снисходительной усмешкой, но ждали все рождения отечественной русской оперы. И день настал. То было 27 ноября 1836 года. Сгущались сумерки, пушистые снежинки кружились хороводом в радужном ореоле старинных фонарей. К парадному порталу обновленного и заново отделанного Мариинского театра то и дело подкатывали экипажи. Ну, словом, как у Пушкина: «Театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла – все кипит». Казалось, внешне все обычно. Но тем не менее какая-то настороженность витала в воздухе и повод был. Под сводами Императорского театра впервые нынче прозвучит истинно русская опера истинно русского композитора. История о подвиге костромского крестьянина в Войне с поляками 1612 года, увековеченная в музыке Михаилом Глинкой. «Отечественная героико-трагическая опера», как сам определил свое творение автор», — продолжение программы Натальи Кочетковой об опере Михаила Глинки можно послушать и прочитать на сайте радио Благо в передаче «Время культуры».