Культурный обмен по следам Михаила Абакумова | Kolomna-Art

Культурный обмен по следам Михаила Абакумова

IMAG0060.jpg

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

В Коломне завершились традиционные открытые «Абакумовские чтения»

Конференция прошла в «Доме Озерова», директор которого, Галина Дроздова, вместе с коллективом культурного центра не первый год прикладывает все возможные усилия, чтобы собрать в Коломне людей, которым небезразлично современное искусство и состояние культуры в нынешнее время.

«Получается так, что все эти проблемы витают в воздухе и они интересны людям из разных уголков страны. И все доклады находят широкую поддержку у разных коллег и участников конференции. Наверное, потому что сейчас культура переживает период подъема, все новые пути, новые дороги, которые ищутся, разрабатываются, они как раз здесь получают свое осмысление и поддержку», — подчёркивает Галина Дроздова.

В попытке осмыслить значение и роль современного искусства в быстро меняющемся мире, сохранить и передать следующим поколениям бережное отношение к традициям русской культуры и продолжить изучение творческого наследия народного художника России Михаила Абакумова на конференцию собрались участники из Москвы, Рязани, Ногинска, Санкт-Петербурга, Кирова и Коломны. Художники, искусствоведы, педагоги, культурологи, историки и работники музеев четвертый год собираются вместе по следам творческих встреч, организованных когда-то самим Абакумовым.

«Культурный обмен — это самоцель. Некоторые пытаются как-то пощупать культуру, дать ей какое-то четкое определение, загнать в какие-то рамки, это странно. Понимаете, нельзя пощупать красоту, нельзя ее съесть, нельзя как-то преобразовать в доступные для понимания животного формы. Просто мы обмениваемся мыслями, мы что-то друг у друга интересное черпаем и все. (…) Спрос сейчас на вторичное, на энтропийное, на косное, и такие мероприятия, как Абакумовские чтения — это очень полезно», — отметил Олег Тавризов, аспирант Института востоковедения РАН.

Алексей Шеболдаев, профессор кафедры рисунка и живописи Московского государственного университета дизайна и технологии, член союза художников Москвы, приезжает на чтения в Коломну в третий раз. И в этом году решил поднять не свою профессиональную тему, потому что (как он сам выразился) «больно наблюдать за тем, что твориться с зодчеством в России».

«Я уже больше 30 лет вожу студентов на русский север и  в этот раз хотел поговорить в контексте сохранения творческого наследия о наследии народа — без него ни один автор не может работать. Есть дома, которые построены 100-150 лет назад, есть церкви, которым уже более 300 лет. Есть какие-то архитектурные элементы, на которые мы не обращаем внимания: забор, мельница,  деревянные мостки (так называемые переходы через реку). Всё это очень нежная архитектура (…) В прошлом году русская культура потеряла  два памятника в селе Лядины Каргопольского района Архангельской области — Покровская церковь середины XVIII века и колокольня конца XVIII века. Тривиальный случай — молния. Громоотвод не помог. Пожарные машины МЧС доехали, но разорвались шланги, напор был слабый… Сгорели как спички!.. Слава Богу, уцелел Богоявленский храм, стоящий рядом. Я хотел этим выступлением рассказать об этом факте. Знаете, когда с кем-то что-то случается, это многих учит. Может и это научит. Но только 4 памятника были в России, где стояли два храма и колокольня, такой ансамбль Троицы. Теперь остались 3. Так наряду с громадными событиями можем потерять между пальцев что-то важное… Бабушки и дети этого удивительного места, вынесли, рискуя жизнью, несколько десятков старинных икон. Надеюсь, конечно, еще восстановят… Может деньги соберут, может государство поможет», — поделился трагичной историей профессор Алексей Шеболдаев.

Оправдывая название, «научно-творческая» конференция проходила в спокойной, вдумчивой обстановке: размеренная выразительная речь искусствоведов и работников культуры, на слайдах вместо графиков и таблиц полотна классиков и  четверостишия поэтов, на стенах  живописные картины (в Доме Озерова сейчас проходит выставка работ Виктора и Марины Орловых). В один вечер выступали воспитанники коломенского объединения «Пегасик», которые читали стихи и прозу собственного сочинения, в другой  — звучала авторская песня.

Друг Михаила Абакумова, живописец Виктор Орлов рассказал о том, что дружил с мастером с 74-го года и поддерживал всего его начинания и проекты, например, такие как пленэры, проводимые Абакумовым. Вспомнил художник и одну историю, рассказанную Василием Беком, директором коломенской детской художественной школы. Оказывается в юности Михаил Георгиевич успевал не только служить в армии, но и рисовать для души. И в итоге санками возил домой свои рисунки. Вот таким запомнил Виктор Орлом университетского друга: «Яркая личность, человек, который горел искусством, этой мыслью, что Отечество превыше всего, Отечество — это самое главное. Но помимо божественного наполнения, тут еще лежит колоссальный труд его самого, потому что одно дело, что тебе дано и другое дело, как ты распорядишься этим. Художественная способность Абакумова увидеть в самой банальной, абсолютно ежедневной ситуации картину — это одна из способностей такого большого, серьёзного, художественного таланта, гражданского, если хотите, таланта. Потому что он себя ощущал гражданином, который борется за свое отечество».

Много раз за два дня конференции прозвучала мысль самого Михаила Абакумова — он рисовал идеальную Россию, такую, какой он хотел бы её видеть. Вот вывод из этой цитаты каждый делал свой: одни считают, что вслед за творчеством Абакумова мир вокруг стал лучше, другие утверждают, что это просто художник изменил наш взгляд на окружающую действительность. Как бы там ни было, необходимость сохранения того прекрасного, что оставил после себя мастер колористического письма, никто не оспаривал.

«Это не Михаилом Георгиевичем заложено, это заложено от сотворения мира: семь нот, семь красок, семь звуков. Гармония, мелодика, поэтика. Всё, что мы связываем с внутренним миром совершенного человека, человека разумного, это все приводит нас к познанию творца, гармонии. Поэтому изобразительный язык живописи, сложившийся с фаюмского портрета Италии, Франции, дошедший до нас, ставший реализмом, воплотившийся через пейзаж как метафора (вот тут мы уже начинаем говорить о преемственности традиций, изобразительного языка), то есть разговора природы с человеком через художника. Это и музыкальность, и поэтичность, и колористическая чувственность, эмоциональность, но сказанная в нескольких мазках. Хороший художник — это и музыкант, и поэт, и композитор, это человек, который обволакивает Вас своим видением и заставляет чувствовать, переживать, умиляться, плакать, радоваться, обонять. Это традиция жизни в искусстве. От сердца к сердцу. Поэтому Михаил Георгиевич просто яркий, замечательный, убедительный пример. Достаточно одной картины, чтобы это все понять, почувствовать. Как вблизи — каляка-маляка, мазня, отходишь — и вдруг сияние солнца слепит тебя или аромат весны заставляет полными легкими дышать. И жизнь жительствует, и радость на сердце, и всё мрачное отступает вокруг, и побеждает все, и сомнения, и скорби и другие грешные обстоятельства», — подвел итог рассуждений почетный академик Российской академии художеств, вице-президент Международной академии творчества, живописец, Виктор Лукьянов.

В перерывах между заседаниями докладчики и гости конференции приняли участие в экскурсии по городу, посетили Центр эмальеров, Музей органической культуры и открывшийся в прошлом году выставочный зал народного художника России М.Г. Абакумова. Следующую конференцию запланировали на январь 2015 года.

 

Посетить выставку произведений Михаила Абакумова можно каждый день с 10 до 17 по адресу: Красногвардейская, д.2 (Культурный центр «Дом Озерова»).