В Москве проходит выставка мастера абстрактной скульптуры Александра Колдера, одного из ведущих художников-новаторов ХХ века. Автор легендарных мобилей — невесомых скульптур, приходящих в движение от малейшего дуновения — оказал огромное влияние на развитие искусства прошлого столетия. Произведения Александра Колдера хранятся в ведущих музеях и собраниях мира, но в российских коллекциях практически не представлены.
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Потомственный скульптор Александр Колдер получил инженерное образование в Америке и затем уехал в Париж в 20-е годы прошлого столетия. Он прославился созданием скульптур из обычной проволоки — словно двухмерный рисунок сошел с листа прямиком в выставочный зал. По мере того, как развивалась творческая мысль Колдера, его работы становились все более подвижными — в начале от механического воздействия и небольшого моторчика, затем — от легкого дуновения ветерка или дыхания посетителей.
Необычные скульптуры Колдера российский зритель мог видеть дважды: в первый раз на Американской национальной выставке в парке Сокольники в 1959 году, а во второй, три года назад в составе коллекции Помпиду в Пушкинском музее. Но еще ни разу известный скульптор не был представлен в России в таком широком разнообразии, как сейчас. Ретроспективная выставка Александра Колдера в ГМИИ им. А.С. Пушкина включает более 50 произведений, выполненных за полвека с начала 20-х и до конца 70-х годов прошлого столетия. Все периоды творчества Колдера: от проволочных скульптур, графических набросков и живописных полотен под влиянием Мондриана до легковесных мобилей, стабилей (статичная композиция) и даже объектов из консервных банок в духе поп-арта.
Выставка, подготовленная из коллекции Фонда Колдера в Нью-Йорке и других частных собраний, представлена в главном здании музея. Присутствие Колдера в таком неоклассическом интерьере не выглядит борьбой, считает куратор-хранитель выставки, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков Александра Данилова. «В его творчестве нет никакой антитезы классическому искусству. Его интересуют те же самые проблемы жизни и смерти, мироустройства, космических законов, которые интересуют всех классических художников. Просто он говорит об этом таким современным языком абстрактного искусства», — пояснила российский куратор экспозиции.
Она также добавила, что в отличие от большинства своих коллег во Франции и Америке Колдер никогда не стремился стать теоретиком искусства, не писал трактатов, был неразговорчивым. Художник считал, что критики и искусствоведы справятся с этим лучше него. И друзья скульптора с радостью откликались на подобный призыв. Есть много статей, которые были написаны Жюлем Паскином, Жаном-Полем Сартром и другими мыслителями для каталогов выставок Колдера.
Внук скульптора и президент фонда Колдера Александр Ровер выступил куратором выставки в Москве. Он рассказал журналистам, что его знаменитый дед предпочитал работать в одиночестве без помощи ассистента. Мастер верил, что энергия, которая ему дается свыше, проходит через руки в создаваемое произведение. И поэтому никто не должен был дотрагиваться до скульптур в мастерской художника.
Конечно, механическое движение впервые ввели русские конструктивисты. Но Колдер стал первым мастером, который ввел в скульптуру живое движение, а не механическое. Неоспоримо влияние Колдера и на русских художников послевоенных лет. Легендарная группа «Движение», участники которой называли себя «русскими кинетами», была создана через год после показа работ Колдера в Москве. Манифест группы «Движение» включает в себя такое восклицание: «Инженер, что ты сделал для прекрасного?», а Колдер как раз был инженером по образованию. Об этих параллелях и перекличках в каталоге к выставке рассуждает Александра Данилова.
На поздних этапах творчества Колдер заинтересовался тем, как добавить звук в свои движущиеся композиции. Он создал целую серию так называемых «гонгов», мобилей, части которых представляют собой металлические диски. Под влиянием потоков воздуха о них ударяются молоточки, и эти диски подобно китайским колокольчикам издают тончайший звук. Об этом рассказала Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков. По ее словам, такие звучащие работы Колдера присутствуют на выставке в Москве, и может быть кому-нибудь из зрителей повезет услышать их «пение». Ведь не даром же Жан-Поль Сартр назвал мобили — «маленьким личным праздником».
Пушкинский музей также подготовил образовательную программу, которая будет проходить параллельно выставке в летнем лектории на свежем воздухе: экскурсии, лекции, встречи с кураторами. В одном из залов музея идет показ трех документальных фильмов, снятых в первой половине ХХ века о жизни и творчестве Александра Колдера. По словам организаторов, задача выставки не только в том, чтобы познакомить посетителей с творчеством скульптора, но и показать, что абстракция может быть понятной и доступной.
Выставка продолжит свою работу до 30 августа по адресу: Москва, улица Волхонка, 12. Подробнее о событиях образовательного блока можно узнать на официальном сайте музея.
Фотографии предоставлены Пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина.