Наследие Шехтеля представили в виде энциклопедии

250px-Fyodor_Schechtel_1890th

155 лет прошло с рождения и 88 со смерти великого русского зодчего Федора Шехтеля. И теперь только на свет появилась объемная и подробная энциклопедия его творчества. Издание во многом уникальное: в книге в двух томах весом 12 килограмм представлен 30-летний труд старшего научного сотрудника Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Людмилы Сайгиной. По признанию экспертов и исследователей творчества «отца московского модерна», это наиболее полное собрание его работ. Но отнюдь не каталог, а документированная и подробно иллюстрированная биография. Книга включает всю сохранившуюся журнальную, театральную и архитектурную графику, письма, документы, редкие архивные и вместе с тем современные фотографии объектов и предметов декоративно-прикладного искусства. Богатейшее творческое наследие Федора Шехтеля собрано и представлено в новом издании с особой научной и фотографической точностью.

Как отметила Ирина Коробьина, директор Музея архитектуры, автор энциклопедии кроме самих работ Шехтеля представила в книге и контекст, в котором все происходило. Издание составлено на основе работ историков, исследователей архитектуры, реставраторов, мемуаров современников архитектора, публикаций периодической печати.

 

Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

В российскую историю Федор Шехтель вошел как один из выдающихся и ярких авторов архитектурного облика Москвы на рубеже XIX-XX веков. Среди его творений — особняки Рябушинского, Морозова, Смирнова, здания МХТ имени Чехова, Ярославского вокзала и многие другие. По словам эксперта, доцента Московского архитектурного института Анны Потапкиной, в столице осталось 58 зданий самого разного назначения, спроектированных Федором Шехтелем.

Однако подобно брызгам шампанского (с этим напитком сравнивали архитектора современники) его творчество распространялось и на многие другие сферы. В период учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Шехтель иллюстрировал и оформлял книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, и тем зарабатывал себе на жизнь. В первые же годы в Москве после приезда из Саратова он познакомился с художником Николаем Чеховым, а затем и его братом Антоном Павловичем, с которым в последствие их связала крепкая дружба. Антоша Чехонте и Финь Шампань (так называли Шехтеля друзья) участвовали в выпуске сатирических журналов «Будильник» и «Сверчок».

Особое место в творчестве Шехтеля занимала работа театрального художника. Он создавал костюмы и эскизы декораций, оформлял народные гуляния. Еще до того, как всецело посвятить свою жизнь архитектуре, Шехтель работал у известного антрепринёра, Лентовского. Тот, к слову, когда-то начинал свою карьеру в саратовском летнем театре семьи Шехтелей.

По замечанию Анны Потапкиной, наследие, которое архитекторы русского модерна оставили потомкам, не могло появиться на свет без участия особо заинтересованных в этом заказчиков, «новых хозяев времени». «Архитекторы работали для «новых русских», для тех, кто определял будущее России. Московский модерн — это не только стиль, это декларация нового класса. Класс объявил о себе: «Мы пришли в этот мир, мы талантливые, мы творческие, но мы еще и богатые». И поэтому архитекторский стиль, который сформировался, на самом деле уникальный. Ничего подобного в России не было, как не было и таких выдающихся купцов-предпринимателей. Ведь любой стиль — это декларация нового хозяина времени», — рассказала доцент Московского института архитектуры. Она также отметила, что открытия в архитектуре того времени уникальны, и над ними работали уникальные люди, они смогли создать прорыв в организации пространства: «Вот это движение изнутри наружу. Ведь обычно все здание по фасаду воспринимаются, а здесь по функции: доминанта, а вокруг этой лестницы доминанты выстраиваются все необходимые пространства».

Вторую жизнь и новую славу творческое наследие Шехтеля получило благодаря стараниям неутомимого ученого и исследователя, историка архитектуры, теперь уже доктора искусствоведения и академика Евгении Кириченко. Она написала первую серьезную работу по Шехтелю в советское время. В 1973 году вышла ее монография.

Историческую эстафету с научным усердием продолжила другой сотрудник Музея архитектуры Людмила Сайгина. С тех пор прошло не одно десятилетие кропотливой работы в архивах, прежде чем на свет появилась Энциклопедии творчества Федора Шехтеля. Автору-составителю удалось также привлечь к проекту многих профессиональных и неравнодушных к творчеству гениального зодчего людей. Например, архитектор и публицист Андрей Мушта подготовил для энциклопедии статью о саратовском периоде жизни Шехтеля.

По признанию Людмилы Сайгиной, единственным издателем в Москве, кто решился превратить рукопись ученого в книгу размером 1800 страниц, оказался Сергей Экономов, тоже большой поклонник творчества архитектора. По его словам, ряд сооружений Шехтеля удалось сфотографировать и опубликовать впервые, что потребовало немалых усилий. Так, например, в одном из особняков фон Дервиза авторства Шехтеля теперь располагается Роскосмос, и разрешение на съемку пришлось запрашивать у Дмитрия Медведева.

Все, кто когда-либо изучал творчество Шехтеля, отмечают большую роль внучки архитектора Марины Станищевой-Лазаревой в сохранении и в некотором роде популяризации наследия своего гениального деда. К сожалению, она не дожила до момента выхода энциклопедии из печати, но благодаря в том числе и ее многолетним стараниям произведения Федора Шехтеля получили новую, возможно, вечную жизнь.

Фотографии с официального сайта издательства.