Об искусстве II половины XX века

Александр Бродский. Без названия. 2010. Источник: www.ncca.ru

В Москве в Государственном центре современного искусства проходят занятия курса «Идеологии искусства второй половины XX века». Авторский цикл лекций представила искусствовед Марина Калашникова, исследователь проблем современного искусства, архитектуры, дизайна, урбанистики. Она также читает лекции в Университете нефти и газа имени Губкина на кафедре истории мировой культуры и в Школе архитектуры и дизайна в Москве.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

«В первую очередь я работаю со студентами, с молодежью. Им невозможно существовать в парадигме искусства 19-го века, нужно обязательно что-то знать о культуре современности. Кроме того, они много путешествуют, и поэтому нельзя замыкаться только на каких-то московских или российских ситуациях. Таким образом, курс довольно обширный. Для того, чтобы мои студенты могли сориентироваться в этом море информации, которая сейчас существует, необходимо расставить какие-то вехи, то есть дать ориентиры, благодаря которым они смогут воспитать свое отношение к современному искусству и воспитать свой вкус», — рассказала Марина Калашникова.

Структура курса подразумевает, что на каждой новой лекции слушатели будут знакомиться с тенденциями в искусстве конкретного десятилетия: начиная с 50-х годов и до настоящего времени. «В этом курсе я, конечно, стараюсь говорить не только об изобразительном искусстве, о живописи, но и связать это с другими видами искусства, и в первую очередь с архитектурой. Потому что опять же мои путешествующие студенты в первую очередь видят города, страны, архитектуру. И так как все виды искусства так или иначе связаны, в зависимости от той или иной идеологии, вкуса, интереса, веяния, состояния рынка, то всегда очень любопытно посмотреть, как отражаются эти интересы одновременно и в живописи, и в дизайне, и даже в архитектуре или дизайне интерьера».

Насколько повлияли идеи 60-х или идеи постмодернизма на тенденции современного искусства, или они уже выгорели и не работают. В какой степени концептуализм сейчас актуален или это уже скучно и не интересно, и что есть взамен? Эти и другие вопросы лектор планирует поднять в заключительной части своего курса. «Очень важно расставить какие-то акценты по тенденциям современного искусства, то есть куда оно все-таки выруливает в сегодняшний день, в сегодняшней нашей лодке культуры», — поделились планами преподаватель.

Курс лекций Марины Калашниковой читается в ГЦСИ в рамках существующей в центре программы «История и теория современного искусства» под руководством известного художественного деятеля Антонио Джеуза. Как рассказали организаторы, программа создана для того, чтобы проанализировать историю современного искусства, его основные художественные концепции, понятия и идеологемы. «Современное искусство в первую очередь играет роль связующего звена между разными уровнями бытия. Потому что человек живет не только в материальном мире. Есть такое выражение «Искусство отражает современную картину мира». Но вот этого мало, этого не достаточно. Современное искусство действительно, играет роль связки между физическим существованием и метафизическим. Это очень интересно. Это метафизическое, эти пласты бытия, они могут быть на разном уровне. Могут быть выше, куда-то к небесам, а могут быть наоборот куда-то в нижние слои существования. Не только темная психология, разные есть пространства трансцендентного, а может быть даже трансцендентального, то есть в рамках тварного мира. И вот современное искусство, оно тоже налаживает эти связи, то есть оно на первый взгляд в рамках существования такого экзистенциального, то есть сейчас, сиюминутного находится, но на самом деле, когда начинаешь подробнее рассматривать, ты видишь очень интересные выходы за рамки простого, житейского. Так что современное искусство играет роль связи», — пояснила Марина Калашникова.

Лекции проходят каждый понедельник в 19.30 в малом зале ГЦСИ по адресу: Москва, улица Зоологическая, дом 13. Следующая встреча состоится 12 мая, тема «Постмодернизм — обновление за счет опыта прошлого». 19 мая разговор пойдет о поздних 80-х и об искусстве «успокоенного общества». 26 мая пройдет лекция на тему «Начало нового общества 90-х: искусство без границ». И 2 июня цикл завершится разговором на тему «Проблемы и перспективы современного искусства». Подробнее о лекциях и системе входа можно узнать на сайте Государственного центра современного искусства.