Реликтовая память Чубарова | Kolomna-Art

Реликтовая память Чубарова

Чубаров4

В Москве в рамках Фестиваля коллекций современного искусства открылась выставка малоизвестного, но очень крупного советского художника Евгения Чубарова. Куратор выставки в ГЦСИ, известный искусствовед Виталий Пацюков подтверждает, что автор не был гонимым в полном смысле этого слова, но его старались не замечать, как бывает с теми, кто значительно сильнее и больше остальных. «Такого масштаба художников у нас не было, потому что он обладал невероятной мощью, своей духовной энергией. И в поисках абстракции он опирался на какие-то сверхличные состояния древних культур. У него была какая-то глубокая «реликтовая память», — рассказал Виталий Пацюков в интервью порталу «Искусство Коломны», — Эта память, очевидно, была связана с его происхождением из Башкирии, его близкие родственники были староверы. И вот это погружение в какие-то древние языки, древние ритуалы давала ему возможность на это опереться. Поэтому он был очень сильный, и не боялся, что может исчезнуть. Он опирался на глубокие традиции: и на религиозные традиции,  и на культурные».
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Евгений Чубаров, Без названия, 1986, из цикла "События на кладбище"

Евгений Чубаров,
Без названия, 1986
Из цикла «События на кладбище»

Выставка работ Евгения Чубарова (1934-2012) в ГЦСИ приурочена к 80-летию со дня рождения мастера. Первые годы жизни художник провел в Башкирии, затем в Златоусте окончил ремесленное училище, работал чеканщиком и гравером. В конце 50-х решил переехать в Подмосковье в город Загорск (сейчас Сергиев Посад). Там он познакомился с известным в то время скульптором Дмитрием Цаплиным, брал у него уроки, начал заниматься живописью, создавал скульптуры.

По словам вдовы художника Людмилы Чубаровой первая известность пришла к автору в 1962 году, когда после всесоюзной выставки его картину «Заводской пейзаж» напечатали в журнале «Искусство». Коллеги по цеху это событие восприняли настороженно – Чубаров не имел художественного образования и не был широко известен. Впрочем, по рассказам вдовы публичное признание в официальном советском реалистическом искусстве его мало интересовало, художник все больше погружался в познание своего внутреннего мира.

«В какой-то степени художник всегда живет в безумии. Для того, чтобы открыть подлинный образ реальности, необходимо выключить разум. И тогда я говорю “упадите в собственное Я”, обнаружьте в самом себе и чистую природу, и потенциальное будущее», — приводят слова автора организаторы выставки. Живопись того времени показана на выставке в ГЦСИ. По мнению искусствоведа Виталия Пацюкова, эти работы напоминают собой эпосы, разрезанные на фрагменты, или фрески, в них звучат отголоски латиноамериканской культуры.

Евгений Чубаров, Без названия, 2006, из цикла "События на кладбище"

Евгений Чубаров, Без названия, 2006, из цикла «События на кладбище»

Другим периодом в творчестве Евгения Чубарова стала графика, отдельные примеры которой представлены на выставке в Москве. Серия работ, представленных сейчас в ГЦСИ, не имеет конкретного названия, лишь обозначение «из цикла «События на кладбище». Рисунки, сделанные тушью на бумаге, отдаленно напоминают сражения титанов, экспрессивные, грубые формы, тяготеющие к абстракции. «Художник настойчиво обращается к сценам деревенской жизни, свидетелем которых он был в детстве, обобщая их до канонических сюжетов, символических актов борьбы и оплодотворения, когда человек становится посредником в непрерывном диалоге Земли и Неба», — говорится в аннотации к выставке.

Евгений Чубаров,  Без названия, 2005 Из цикла "События на кладбище"

Евгений Чубаров,
Без названия, 2005
Из цикла «События на кладбище»

Куратор Виталий Пацюков поясняет: «В его памяти сохранились ритуалы шаманов и ритуалы на кладбище после похорон. Вы видите как будто битвы титанов, это такие войны, которые заявляют о рождении нового человека, он должен родиться, должен обрести новую плоть. Чубаров ощущал состояние надвигающейся катастрофы. Но в этой катастрофе он знал, что будет обновление. Он верил, что именно через смерть наступит рождение».

В 90-е годы Евгений Чубаров с женой переезжает для работы в Берлин по приглашению крупного галериста Гари Татинцяна, там он знакомится с творчество современной ему западной культуры, вследствие чего создает масштабные абстрактные картины. Но абстракция Чубарова глубоко отрефлексированная, прошедшая через сознание современного человека, впитавшего в себя все драмы XX столетия. В абстрактной культуре, по мнению Виталия Пацюкова, художник Чубаров видит спрятанный, закодированный текст, через который можно прочитывать народную энергию, некие события Космоса, можно обнаружить и прочесть утраченную память предков. Так в творчестве Евгения Чубарова плотно переплетены футуризм, настроения эпохи Ренессанса, культура Латинской Америки и древние интонации скифских народов.

Гари Татинцян передал  в ГЦСИ живопись Чубарова 60-х годов и порядка 10 рисунков графики, а все остальное подарено музею вдовой художника Людмилой Чубаровой. Теперь у Государственного центра современного искусства порядка 70 работ, абстракции 90-х годов, живопись 60-х и графические рисунки из цикла, который длился с середины 80-х и до последнего времени. В итоге это одна из самых крупных из существующих ныне коллекций произведений Евгения Чубарова, учитывая то, что это был очень плодовитый художник и создал около сотни абстрактных работ и около тысячи графических.

Евгений Чубаров, Без названия, 2002 Из цикла "События на кладбище"

Евгений Чубаров, Без названия, 2002
Из цикла «События на кладбище»

В 2007 году о художнике Чубарове неожиданно узнали все: на русских торгах Sotheby’s его картина была продана примерно за полмиллиона долларов, и это стало рекордом. По такому случаю Гари Татинцян даже сделал выставку «Тот самый Чубаров». Сам же мастер на вернисаж не пришел, он уже давно осознано скрывался от людей. Последние годы Евгений Чубаров жил в Москве вместе со своей женой и непрерывно рисовал. «В конце жизни он стал понемногу разочаровываться, его давило это не-признание и якобы неудача, жизненная. Но я думаю, что его судьба пост-историческая, посмертная судьба будет уже совершенно иная. И вот эта выставка может тоже свое маленькое дело сделать. Тем более что она выражает сегодняшний контекст времени», — выразил надежду куратор выставки, искусствовед Виталий Пацюков.

Выставка продлится до 31 августа по адресу: Москва, метро «Баррикадная», ул. Зоологическая, 13. Вход свободный.