Владимир Стерлигов – художник, восстановивший связь времен, заполнивший образовавшуюся пустоту. Последний художник русского авангарда. Так говорят искусствоведы о Владимире Стерлигове (1904-1973). Ученик Казимира Малевича, он нашел свой путь в искусстве. Начало творческого пути пришлось на годы существования ГИНХУКа – Ленинградского Государственного Института Художественной Культуры, директором которого был Казимир Малевич, отделами руководили Владимир Татлин, Михаил Матюшин, Павел Мансуров. Стерлигов впитал в себя их культуру пластического мышления. Но в 1926 году произошел разгром ГИНХУКа, годы ссылки, годы второй мировой войны! Стерлигов не отчаялся, не растерялся. В 1963 году он сумел создать свою собственную художественную систему. Он открыл новый «прибавочный элемент», продолжая теорию Малевича новым решением. «Я учился у Малевича и после квадрата поставил чашу. Как идея – это открытая чаша. Это кривая мира, она никогда не кончится». Стерлигов отмечал: «Квадрат Эвклида был измерением метрическим, квадрат Малевича – явление нравственное. Природа двумерная и природа духовная».
Не забывал он и основателя Органического движения в живописи М. Матюшина, и говорил: “Я не учился у Матюшина, но взял у него главное». Этим главным было «расширенное смотрение», которое он нанизал на «расширенное сознание», опять являясь выразителем нового слова в искусстве.
«Пространственные формы Стерлигова», — по мнению искусствоведа Е. Ковтуна, — «относятся к миру «духовной геометрии», не поддающейся формализации, не выразимой числом и мерой». Стерлигов как педагог, сумел организовать «невидимый институт», — так назывались его встречи с художниками, которые происходили и в ленинградской мастерской Т. Н. Глебовой, жены и соратницы художника, и в Петергофской квартире.
Он «проводил» своих учеников через ряд живописных культур: «импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм», к своей,
чашно-купольной пластической форме живописи. Стерлигов призывал молодых художников «смотреть на землю через небо», то есть при изображении предмета, не забывая духовной сущности мироздания, строить взаимовлияние предметов на межпредметную форму, организовывать сакральное пространство живописной плоскости по новым канонам современного искусства. Владимир Стерлигов раскрыл перед своими учениками художественную культуру русского авангарда, на тот момент объявленную простым формализмом. Он сумел связать начало и конец ХХ века, и передать то, чему сам учился у русских художников начала века – Казимира Малевича, Михаила Матюшина, Павла Мансурова – художникам, работавшим в конце ХХ века.
Традиция живет – и в работах каждого из стерлиговцев можно увидеть пластическую форму их учителя, живописца и педагога.
Выставка «Ученики Владимира Стерлигова».
Автор проекта и куратор выставки — Ирина Аликина, арт-директор МОК.
с 28 сентября 2016 по 27 января 2017 года.
Музей Органической Культуры
Коломна, Кремль, выставочный зал «Брусенский 31»