Вокруг Мункачи за 187 дней | Kolomna-Art

Вокруг Мункачи за 187 дней

Мункачи4

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина решено было продлить время работы выставки известного венгерского живописца Михая Мункачи почти на два месяца. Теперь все желающие познакомиться с картинами одного из самых дорогостоящих европейских авторов конца XIX века, могут посетить экспозицию до 23 августа.

«Вокруг Мункачи» — это первая в России ретроспективная выставка работ венгерского мастера, прославившего искусство родной страны в Европе и Америке. Видный представитель европейской живописи он еще при жизни был высоко оценен коллекционерами и критиками. Как рассказывают историки, настоящие знатоки искусства сражались за возможность увидеть и приобрести его произведения. За свою недолгую жизнь Мункачи создал более 600 работ, при чем их нельзя назвать полотнами, многие картины написаны на деревянных досках вместо холстов. С чем связан подобный выбор материала, организаторы-искусствоведы не уточнили.

 
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

В Москву произведения Мункачи прибыли из Венгерской национальной галереи и частной коллекции Имре Пакха. К ним добавили работы европейских и русских мастеров того же времени из собраний Пушкинского музея и Третьяковской галереи. Таким образом выставка «Вокруг Мункачи» дает возможность зрителям проследить творческий путь венгерского живописца и увидеть взаимное влияние художественных школ в русском и европейском искусстве.

Выставку «Вокруг Мункачи» следует искать в Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков Пушкинского музея (Волхонка, 14). В шести залах показано более 50 произведений. Всего два десятка из них принадлежат кисти самого автора. Но даже столь небольшая выборка позволяет представить все периоды творчества художника, считает венгерский куратор выставки Марианн Гергей. Она отметила, что в работах Мункачи нашли отражения разные направления и жанры. Живописец изображал быт венгерских крестьян и роскошные салонные сцены, писал красочные пейзажи и многофигурные исторические полотна.

Михай Мункачи (от рождения по фамилии Либ) взял себе творческий псевдоним по названию города, в котором появился на свет. Теперь это место называется Мукачёво Закарпатской области Украины. Рано осиротев, он жил у своего дяди, обучался плотницкому мастерству и брал уроки у бродячего художника.

В 20 лет по рекомендации знакомых живописцев получил стипендию на обучение заграницей и поступил в Венскую Академию художеств. Правда, проучился там всего полгода и вынужден был уйти из-за слишком высокой платы. Однако попыток получить серьезное художественное образование не оставил. И вскоре поступил в Мюнхенскую академию. На Всемирной выставке в Париже познакомился с произведениями французских реалистов Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе, их творчество сыграло важную роль в становлении художника. В тот период он тоже тяготел к социальной проблематике, в своих картинах показывал тяжелую жизнь простых людей, знакомую ему не понаслышке.

Следующим витком развития творчества Мункачи стала «дюссельдорфская школа», он брал уроки у мастера многофигурных жанровых сцен Людвига Кнауса. Этого художника отличало стремление передавать психологические нюансы и оттенки характера персонажа картины. Под воздействием своего наставника Михай Мункачи написал знаменитое полотно «Камера смертника», за которое получил золотую медаль на Парижском салоне в 1870 году. Эта награда сделала его знаменитым.

По приглашению люксембургского коллекционера и мецената барона Анри-Эдуарда де Марша художник переехал в Париж. Изменился его образ жизни, что оказало значительное влияние на творчество. Затем последовала поездка в знаменитую колонию художников в Барбизоне, неподалеку от французской столицы. Там были написаны картины «Женщина, несущая хворост», «Цыгане на опушке леса» и другие работы, сочетающие в себе пейзаж и жанровую сцену. Под влиянием новаторской манеры «барбизонцев» Мункачи написал свои первые пейзажи. И потом к этому жанру он обращался на протяжении всей жизни.

Новый период в жизни и творчестве художника начался с кончины его покровителя барона де Марша. Спустя некоторое время он женился на его вдове Сесиль Папье, которая и подтолкнула автора к созданию салонной живописи. Новый жанр отразился и на выборе сюжетов, теперь это были семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, натюрморты с цветами. Изменилась и палитра мастера — цвета стали ярче, темные тона, характерные для его ранних работ, сменились светлыми.

Роскошный особняк, который Мункачи снял в Париже, его супруга Сесиль превратила в модный салон. Это место посещали известные художники, литераторы, банкиры и государственные деятели. Благодаря старания своей жены (она стала для него первым агентом) Мункачи быстро превратился в одного из самых продаваемых художников Европы. В экспозиции в Москве много картин данного периода — «День рождения отца», «Оранжерея», «Парижский интерьер», «Собирание букета». Последнюю приобрел для своей коллекции русский меценат Сергей Третьяков.

Финансовому успеху художника сопутствовало общественное признание. Не устающий экспериментировать и развиваться, он обратился к исторической живописи. Масштабное полотно Мункачи под названием «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» имело огромный успех. Автор был награжден золотой медалью на всемирной выставке в Париже, удостоен ордена Железной короны и дворянской грамоты.

Как рассказала российский куратор выставки Анна Познанская, в конце жизни Михай Мункачи писал, что крупнейшим своим успехом считает то, что он смог способствовать какой-то большей известности своего народа и прославлении Венгрии. По мнению куратора, именно этот патриотический настрой помог автору сохранить себя среди толп художников, наводнявших художественные центры Европы в конце XIX века.

Выставка «Вокруг Мункачи» проходит в рамках Дней венгерской культуры в России и продлится до 23 августа по адресу: Москва, улица Волхонка, 14.

Фотографии с официального сайта ГМИИ им. А.С. Пушкина.