«Ни о чём и обо всём» в «Галерее на Чистых прудах»

m1

11 января 2014 года в «Галерее на Чистых прудах» состоялось открытие выставки «Ни о чём и обо всём». Свои работы представляют Юрий Петкевич — художник и писатель из Белоруссии, Нина Шапкина — художник, писатель, философ и Ольга Победова — член корреспондент Российской академии художеств, график, живописец, перформер, фотохудожник, автор видеоарта.

Темой выставки стало одиночество в толпе.

В своём приветственном слове руководитель галереи и куратор выставки Валерий Павлович Новиков упомянул о том, что нынешняя выставка стала логическим продолжением выставки, проведённой в 2009 году Московским музеем современного искусства, и которая называлась «Одинокие в поисках смысла жизни».  На выставке представлены 3 художника, которые находятся в постоянном поиске смысла жизни и места человека в этой жизни. Все они остро чувствуют элемент человеческого одиночества в условиях современных переполненных людьми мегаполисах.

Выступавший далее Слава Лён назвал представленные своей женой Ольгой Победовой инсталляции из стекла не скульптурами малых форм, но огромными бриллиантами. По мнению Славы основным направлением, замыкающим любой художественный стиль, является архитектура. Именно здесь находят своё воплощение все актуальные изыски художников. Основным стилем сегодняшнего дня стал вышедший из XX века супрематизм. «Архитектонами Малевича» ныне уставлены все мегаполисы мира и в этом смысле, то, что представляет на выставке Ольга Победова, является квитэссенцией данного утверждения.

Первый русский авангард, созданный великими Малевичем, Кандинским, Ларионовым и другими, учил писать в этом стиле. А, уходящий ныне, русский авангард второй волны учит читать всё созданное в этом автономном языке живописи. В итоге, все цветоформы, композиции и конструкции, созданные по заветам мастеров русского авангарда нам, зрителям, и предстоит принимать, понимать и любить.

После выступил искусствовед Григорий Климовицкий: «Это одна из немногих очень серьёзных выставок. Мы сегодня боимся серьзного. Бежим от него. Не понимаем. То, что сегодня мы видим в этом зале вызывает у него большое человеческое сочувствие, потому что сегодня из искусства уходит Человек. У Мишеля Фуко есть образ: человеческое лицо, начертанное на морском песке, смывает волной. А на этой выставке мы видим Человека в его современном антологическом состоянии». По мнению Климовицкого стилем, определяющим лицо сегодняшенго искусства, стал модерн, тогда как постмодерн – явление от лукавого.

Закончил своё выступление Климовицкий словами Пастернака:

«…И здесь кончается искусство,

И дышит почва и судьба»,

безусловно, имея в виду то, что представленные на выставке работы это классическое искусство, которое  сохраняет в себе что-то сверх искусства, что-то от древней нераздельности с религией. Тогда как упомянутый искусствоведом постмодерн хочет быть чистым искусством. Ни почвы, ни судьбы. Только игра формой (словом, краской, звуком).

Побывав на выставке, вы обязательно убедитесь  в словах Юрия Арабова, что художников «ангел поцеловал…».

Постскриптум.

Слава Лён: «Михаил Матюшин, как и весь русский авангард, безусловно, является определяющим ориентиром не только в русском, но и мировом искусстве. Я горжусь тем, что моя жена даже носит псевдоним Победова-Над-Солнцем. В феврале прошлого года мы проводили в Питере большую выставку и конференцию посвящённую опере «Победа над Солнцем». В моей жизни Матюшин – это очень важная персона».

Ольга Победова: «Я считаю себя продолжателем дела Малевича. Проекты архитектонов и планеты для землянитов были сделаны только из гипса. Но архитектура это не гипс, а стекло. В стекле, которое я использую, не менее 36 процентов свинца. Поэтому создавать такие работы очень тяжело не только творчески, но и буквально».

Нина Шапкина: «Искусство для меня — это не удовольствие. Это боль, переживание, не всегда простое ощущение жизни. Это прорыв не некой внешней оболочки, но самой души, оставляющий на ней рану».