«Никакими эпитетами, никакими словами не объяснить значимости Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, ни в искусстве, ни в жизни всей нашей страны, народа. Анне Андреевне Ахматовой удалось это сделать, если хотите, единым росчерком пера. В одном из посвящений своего поэтического опуса «композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле». Шостаковичу в самом деле целая эпоха, наша эпоха, по которой он, родившийся в 1906 году, прошел весь путь. Засвидетельствовавший, обдумавший, выстрадавший шаг за шагом ее испытания, будни, победы», — так начинает свою программу о композиторе музыковед и заслуженный работник культуры Наталья Кочеткова.
Время культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Наталья Михайловна вспомнила о всех ключевых произведениях Дмитрия Шостаковича, но особенно выделила одно — «Восьмой струнный квартет». Вот ее слова: «Бросим взгляд на его сочинения: Одиннадцатая симфония «1905 год». Двенадцатая симфония «1917 год». Названия говорят сами за себя. Балет «Золотой век», запечатлевший роскошь НЭПовских времен в Одессе, с ресторанами, модерном, с танго. «Первый фортепианный концерт», где звуками прописаны дикие искажения в музыке, в культуре 20-х годов, послереволюционных лет. Когда клеймили все искусство, созданное до 17-го года, как порождение нам чуждого империализма. Ему предложена альтернатива — советская массовая песня. В концерте тема «Апассионаты» великого Бетховена в итоге сметается мотивом разбитного вульгарного канкана. Трагическая «Пятая симфония» ре-минор, сочинение 37-го года. Тут комментарии просто излишни. Знаменитая Седьмая «ленинградская», Тринадцатая с потрясающей картиной Бабьего Яра, дополненная стихами Евтушенко. Девятая симфония скерцо, создающая образ какой-то стихийной, буйной радости победы. «Восьмой струнный квартет» — произведение того же ряда, живой документ эпохи».
Подробный рассказ Натальи Кочетковой о значении Восьмого струнного квартета Дмитрия Шостаковича можно услышать в программе «Время культуры» на радио Благо.