Елена Камбурова: путь к гармонии

Камбурова14

Народная артистка России, Лауреат Государственной премии, певица, актриса, основатель и художественный руководитель театра Музыки и Поэзии Елена Камбурова отмечает сегодня юбилейный день рождения. Вот уже более полувека она выходит на сцену для исполнения театральных и поэтических песен, в которых одинаково важными считает музыку, текст и драматургическое начало. «Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», — так однажды определил дар Елены Камбуровой Булат Окуджава.
 
 
 
 
 
Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

 

 

Елена Камбурова родилась в Новокузнецке, юность ее прошла на Украине, куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья. Лена мечтала стать драматической актрисой, увлекалась поэзией. В 1967 году окончила Государственное училище циркового и эстрадного искусства (эстрадное отделение). Затем в 1979 году — факультет эстрадной режиссуры ГИТИСа имени Луначарского. Еще на первых курсах училища Елена Камбурова увлеклась музыкой и начала петь. Выступала перед студенческими аудиториями Москвы с песнями Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой. Первые записи на радио не заставили себя долго ждать — исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории. На 60-е годы в нашей стране пришелся поэтический бум. Именно поэтическая основа песни стала для Елены Камбуровой отправной точкой. Ее увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии. Неспеша, аккуратно подбирая каждое произведение, артистка создавала свой собственный репертуар: цикл песен композитора и пианистки Ларисы Критской на стихи Юрия Левитанского, цикл Микаэла Таривердиева на стихи Эрнеста Хемингуэя («Прощай, оружие», перевод Андрея Вознесенского), трогательные баллады Григория Поженяна («Я такое дерево?», «Вот так улетают птицы», «Дельфины» и другие), произведения чешского поэта Людвига Ашкенази.

С середины 70-х значительное место в программах певицы занимают песенные циклы композитора Владимира Дашкевича на стихи Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Александра Блока. Особенно любимы публикой стали две сюиты для голоса и оркестра — одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», а другая — «Сохрани мою речь» на стихи Осипа Мандельштама. Обе сюиты посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима. В начале 90-х годов они неоднократно звучали в Москве в Концертном зале П.И. Чайковского, но в советское время публичное исполнение подобных стихов с эстрады требовало незаурядного мужества и настоящей самоотверженности.

В 80-е годы совместно с пианистом Олегом Синкиным и гитаристом Александром Виницким Елена Камбурова создает ряд концертных программ, среди которых «Путешествие во времени» (французские и английские баллады), «Ты видишь, я помню?» (песни выдающихся французских шансонье ХХ столетия), «Да осенит тишина» (русские народные песни и авторские баллады, написанные на темы русской истории). В работе над последними принял участие ансамбль народной музыки под руководством Дмитрия Покровского.

Так постепенно на отечественной эстраде сложился особый, оригинальный песенный жанр Елены Камбуровой — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация.

Стремление расширить границы своего жанра характерно для всего творчества Елены Камбуровой, она не боится экспериментировать, разрушать стереотипы. Так, по-своему, выявляя театральность, драматургию, заложенную в материале, Камбурова поет и классику — Шуберта, Чайковского, Мусоргского. Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на иностранных языках — французском, английском, польском, испанском, греческом, иврите.

Елена Камбурова много работает в кино. Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство — те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино. Ее голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах. Она поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди работ в кино — «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш», «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и другие картины. Впрочем, иногда певица появляется и в кадре. Среди ее актерских работ роли в фильмах «Монолог», «Театр неизвестного актера», «Клоун», «Мой театр», «Поворот сюжета», «Отражения», «Мой нежно любимый детектив».

В 1992 году стремясь объединить близких ей по мировоззрению певцов и артистов, Елена Камбурова создает московский Театр Музыки и Поэзии. «Наш театр сегодня — это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала» — рассказывала певица в одном из интервью.

Первым опытом театрального песенного спектакля стала работа «Игра снов», премьера которого состоялась в 1993 году в Санкт-Петербурге. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро. Среди других работ театра: «P.S. Грезы» — концерт-фантазия по песням Шуберта и Шумана, «Капли Датского короля» — посвящение Булату Окуджаве, «Абсент», «Антигона», поэма-рапсодия «Bakhtale dromensa / Счастливые дороги», театральная сказка для взрослых «Туве Янсcон. Точка слева», «Никто», «1900».

Певица много гастролирует по всей стране и за рубежом: в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле, но всегда возвращается на горячо любимую ею Родину.

По материалам официального сайта Елены Камбуровой.

 

Фрагменты из интервью Елены Камбуровой поэтессе Раисе Ипатовой

(запись предоставлена Радио 102.3 FM «Благо»):

Самый большой праздник для меня — это (как я его называю) «День распускающихся почек», то есть, День возрождения. Вот для меня это истинное возрождение. И мне кажется, если когда-нибудь человечество станет другим, то может появится такой праздник — Праздник возрождения природы. Это величайший пример для человека. Это ведь чудо! Если показать это человеку, который (представим) никогда не видел лета, никогда не видел деревьев, и сразу привезти его в зимний город, и сказать, что через 2-3 месяца, все эти деревья, которые вот такие сейчас, как графика, они покроются листьями, появятся цветы на них… Он будет смотреть на нас, как на ненормальных! Он никогда в жизни не представит, что это возможно! И для него это будет абсолютным чудом! Но вот для Господа чудес нет!

Поэзия тоже бывает разная. Она бывает и агрессивной, и разрушающей, и очень ярко выражено все, но не гармонизирует душу человеческую. Вот в этом смысле весь мой первый репертуар он сразу определил вот этот путь — к гармонии. И он в первую очередь меня начал воспитывать. И песни Булата Окуджавы, которые по сути своей, и высоко нравственные и гражданственные, не могли не влиять на меня. Я же не могу просто так произносить эти слова. Я их почему-то выбрала. Из огромного числа песен я выбрала эти. И если еще учесть, что так много раз я выхожу и произношу эти слова. Также как молитва, она не может не влиять на человека, который молится. И слово, которое мы произносим, оно не может не влиять…

Невозможно что-либо делать без надежды, что преобразится мир. Может быть не в твою жизнь, но дальше, оно все равно, пройдя может быть еще более темные этапы, чем сейчас, все равно человечество может выйти на другую систему координат, на другое отношение к высшему началу, к Господу вообще. Не формально. Ведь даже верующих, да простит мня Господь, даже верующих людей, которые считают себя истинно верующими!… Они приходят в храмы и отстаивают службы, но посмотрите, как они иногда набрасываются на тех, кто пришел, не очень понимая, как и что. Они набрасываются. Это значит, что нет самого главного, нет Любви. А когда ты любишь человека — вообще человека, как такового, как Образ, ты в первую очередь сделаешь все, чтобы по-хорошему ему что-то объяснить. Так что надежда есть все равно.

В основе жизни — Любовь. Все равно необходимо прощать, прощать и делать все, чтобы у человека открылись глаза, появился слух. В этом есть какое-то созидательное начало преображения, возможности преображения нашего общества. Это возможно. И то, что ростки эти есть, я вижу в своих зрительных залах. Я это вижу, читая сочинения на тему о животных. Устраиваем иногда такие конкурсы. И вот ребята пишут. Вот эти маленькие, начинающие личности (ведь им от 12 до 15 лет), взывают почти в каждом сочинении в конце, они обращаются ко всему человечеству: «Люди! Будьте людьми! Что же вы делаете? Как можно так?». Вот это какая-то чистота, которая в них есть. Вот это и есть ростки, которые возможно прорастут.