Эпоха артефакта Инфанте | Kolomna-Art

Эпоха артефакта Инфанте

Авторы : Франциско Инфанте и Нонна Горюнова

Выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой открылась в Крокин галерее в Москве. Посетить экспозицию «Ре-Конструкции» можно до 27 апреля.

По словам куратора выставки Александра Петровичева, «Ре-Конструкции — это соединение и раскрытие в пространстве галереи 12-ти многочастных конструкций. Они содержат в себе знаковые произведения хрестоматийной авторской темы артефакта, феноменального синтеза двух реальностей: природы и искусства».

В экспозиции задействованы произведения художников с 1977 по 2013 год.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

Крокин галерея давно сотрудничает с этими авторами и в данном случае «Ре-Конструкции» уже третья персональная выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой в этом пространстве. Художественный руководитель галереи Михаил Крокин подчеркнул, что впервые эти работы показаны все вместе. «Не просто 13 работ на 13 гвоздиках, нет. Это 13 работ, объединенные в общую конструкцию, в общий модуль и повешенные «на одном гвоздике». Здесь невозможно каждую работу отдельно рассматривать, отдельно от всего. Это именно ансамбль. Это букет. Вот «Струны» — это 12 струнных работ вместе. «Вода» — это 13 работ с водой вместе», — отмечает Михаил Крокин.

Вот уже почти 50 лет Франциско и Нонна создают удивительные по своей органичности инсталляции на открытом воздухе, запечатленные затем в фотоснимках. Опережая время, предвещая цифровую эпоху, художники раз за разом открывали своему зрителю знаки бесконечности, зашифрованные в пространстве.

«Это целая эпоха. Дело в том, что так искренне и так рукотворно, как работают Франциско и Нонна, таких художников остается все меньше и меньше. Это настоящее, трудоемкое искусство, которое сегодня отпугивает молодых художников, и они стараются привлекать компьютерную технику, видеотехнику, проекторную технику. А здесь мы видим совсем иное: все это рукодельно, все это сделано, продуманно, досконально выверено, ясно и четко понимая направление и вектор этого творчества. И присутствует связь с природой. То есть мы себя не отгораживаем от мира, от природы, от вселенной. Мы видим непосредственную связь. Таких художников можно просто посчитать по пальцам, их не много. И это целая эпоха», — рассказал Михаил Крокин.

Как признался Франциско Инфанте в интервью ИК, особых мук творчества они с женой не испытывают, все рождается органично, без напряженных усилий и мучительных раздумий. «Видимо есть какие-то флюиды, которые в душу заходят и требуют своего выхода уже окрашенные сознанием художника», — рассуждает Франциско. При этом назвать себя художником Инфанте не решается, говорит, что за столько лет его, конечно, убедили в том, что это — искусство, а он художник. Но все же подчеркивает, что художник для него очень высокая единица и отнюдь не распространенное явление, как сейчас кажется. Ведь по мнению Франциско, настоящим художником становится не тот, кто имеет свидетельство об образовании, а лишь тот, кто впервые рождает красоту. Слово «красота» использовано автором в данном случае как синоним искусства.

«А на самом деле, искусство — это артефакт, то, что невозможно предвидеть, предсказать, предрешить, узнать заранее, что это такое. Он возникает в процессе жизни. Поэтому жизнь драгоценна! Человек, проживая, может что-то сделать. К этому сходится творческая мысль художника, творческий импульс. Он сводится к тому, что «ты живешь этой реальной жизнью, но ты вот рождайся в духе». Второе рождение, момент второго рождения. Надо в духе родиться, чтобы быть человеком. Как в Евангелие написано: «Рожденное от духа — есть дух, а рожденное от плоти — есть плоть»», — подводит черту под рассуждениями автор.

Франциско и Нонна работают над своими произведениями в уникальной манере. Упомянутые автором «артефакты» изобретены им самим и представляют собой рукотворные конструкции, помещенные в природные пейзажи, чтобы в момент съемки стать единым целым на фотографии и в сознании зрителя. Преображая пространство вокруг себя при помощи геометрических объектов, художники создают новую живую реальность на стыке искусственного и натурального.

По утверждению куратора выставки Александра Петровичева, на интеллектуальном уровне Франциско Инфанте абсолютно русский художник, который опирается на традиции русской классической литературы и русской философии, в частности религиозной. В визуальном плане сложно назвать конкретных предшественников его стиля. «Безусловно, он смотрит на традицию русского авангарда и европейского минимализма, но смотрит не «потребительски», а именно с точки зрения того, как их язык применим к его основной художественной директории, которой он придерживается. То есть он не безумно берет и пользуется, он все это анализирует и «преломляет». Поэтому у него живой мир, живая система, а не высушенная», — подчеркивает Александр Петровичев.

Художник соглашается, что наверное, сейчас используя цифровой код (1/0) можно было бы создать нечто подобное. Но когда супружеская пара только начинала создавать артефакты в 70-х годах прошлого столетия, все приходилось делать, так сказать, на коленке, а затем вывозить на природу и фотографировать. Не было и такой роскоши, по тем временам, как собственная мастерская, все делали дома, успевая тем временем воспитывать детей. Кстати, сейчас у Франциско с Нонной семеро внуков, которые с большим интересом относятся к творчеству дедушки с бабушкой. Трое из них пришли на открытие выставки в Крокин галерее.

Произведения Франциско Инфанте и Нонны Горюновой экспонируются в более чем 20 музеях и художественных галереях России, США, Австрии, Германии, Франции, Великобритании, Греции, Польши, Японии и Южной Кореи. Работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге, Музея органической культуры в Коломне и многих других.

Выставка «Ре-Конструкции» в Крокин галерее продлится до 27 апреля по адресу: Москва, Климентовский переулок, д. 9 (станция метро Третьяковская, Новокузнецкая). Посетить галерею можно по предварительной договоренности по телефону — 8-964-564-03-03. Подробнее на сайте галереи: http://www.krokingallery.com/