Мимикрия Минккинена | Kolomna-Art

Мимикрия Минккинена

Арно Рафаэль Минккинен. Ismo's Stick Пруд Фостерс 1993

В Москве открылась выставка известного финно-американского фотографа Арно Рафаэля Минккинена.

Экспозиция под названием «Ретроспектива», открывшаяся в Центре фотографии имени братьев Люмьер, включает 100 фотографий за весь период творчества  автора. Снимки представлены в хронологическом порядке, однако, как выяснилось в интервью с куратором выставки Анастасией Лепиховой, не искушенному зрителю будет сложно определить, какие кадры сделаны в 70-е и 80-е, а какие в начале нынешнего века. «У многих фотографов, которые переходят от аналоговой пленки на цифровую камеру, мы видим изменения. А он добился того, что мы не видим изменения. Если вы пройдете по выставке, вам покажется, что все фотографии сняты на одну камеру, хотя они были сняты на разные камеры в разные десятилетия. И сейчас он снимает на цифру, а раньше снимал на пленочную камеру», — обращает внимание куратор.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM


Работы Минккинена отличает особый почерк, который не спутаешь ни с чем. Части человеческой фигуры на фоне природных и городских пейзажей благодаря воображению художника превращаются в сюрреалистические головоломки. Лишь несколько условий остаются неизменными вот уже 40 лет творческого поиска — кадры черно-белые, а натуры обнаженные. «Такой кричащей, бросающейся в лицо, неприличной наготы мы не встретим на его фотографиях. Это скорее интересные загадки, шарады для обычного зрителя. Для ценителя фотографии, который занимается этим делом и знаком с предметом, интересно будет найти вторые и третьи смыслы в его фотографии. Поэтому я лично не могу его обвинить в использовании наготы, тем более он не использует наготу в качестве какого-то инструмента для привлечения внимания», — отмечает Анастасия Лепихова.

Организаторы выставки подчеркивают, что для Арно Рафаэля Минккинена нагота сродни духовности. «Я не хочу, чтобы меня воспринимали как нудиста», — приводятся слова фотографа в пресс-релизе к открытию выставки. «Но есть что-то в том приближении к процессу сотворения, когда вы одиноко гуляете по лесу в Финляндии, без одежды, в поисках хорошего кадра, забираясь на скалы и передвигаясь как обезьяна. Абсолютно нагой, вдавливаясь пальцами ног в мягкую землю, ты ощущаешь, как ты был сотворен», — поделился переживаниями фотограф.

Есть нечто естественное и даже органичное в его стремлении зафиксировать сиюминутный момент соединения человека с природой. Собеседник корреспондента ИК куратор выставки Анастасия Лепихова охарактеризовала Минккинена как художника, воспевающий природу и человека как часть природы. На многих фотографиях даже не сразу понятно, где ландшафтные элементы, а где «спрятался» сам автор. Перемещаясь от снимка к снимку, посетитель невольно начинает внимательнее всматривается в пейзаж, чтобы «найти человека», и оказывается втянутым в игру, которую развернул для него Минккинен. «Фотография его сродни мимикрии. Автор буквально вливается в пейзаж, в ландшафт и пристает перед нами естественным элементом природы, например, стволом дерева. Вот именно стволом дерева он себя на тот момент осознает и так лаконично и естественно вписывается в общую линию пейзажа», — объясняет куратор выставки.

Фотографии мастера маскировки таят в себе и другие загадки. Например, совершенно не ясно, как Арно Рафаэлю удается создавать такие удивительные изображения, постоянным героем которых зачастую является он сам. На первый взгляд может показаться, что все снимки просто результат виртуозного владения фотошопом. Но как бы ни трудно было в это поверить, все фотографии сделаны на местности, а не перед экраном монитора. Как подсказывает Анастасия Лепихова, этот фотограф не про технологии, он визуализирует идеи, которые зарождаются в его голове. Ведь можно обладать всеми возможными навыками обработки изображения, но без идей и воображения ничего не получится.

Большую часть своих творческих секретов, если не все, фотограф собирается рассказать на мастер-классе, который состоится в конце мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. Подробнее можно узнать на сайте — http://www.lumiere.ru/

В одном из интервью Минккинен отметил, что представляет собственное творчество в виде картины из пазлов: каждый раз удается найти новый фрагмент общего рисунка, но многие области по-прежнему остаются не закрытыми, и даже не ясно, удастся ли заполнить их за время жизни. «Для меня у этой композиции нет начала и нет конца. Он может сказать все в одной фотографии и может быть недостаточно 100 фотографий, чтобы он все сказал. Потому что для него фотография — это не цель, финальный отпечаток — это тоже не цель. У него есть определенная, сильная взаимосвязь с природой, которая каждый раз, когда он с ней соприкасается, оставляет отпечаток на нем, а он в свою очередь оставляет отпечаток на природе в виде отпечатка фотографии», — завершает разговор куратор выставки Анастасия Лепихова.

Выставка «Ретроспектива» Арно Рафаэля Минккинена продлится до 25 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве по адресу: Болотная набережная, д.3, стр.1. Часы работы: 12.00-21.00. Понедельник — выходной. Вход платный.