Евгений Миронов: «У нас фестиваль не хухры-мухры!» | Kolomna-Art

Евгений Миронов: «У нас фестиваль не хухры-мухры!»

лого фестиваля

В Коломне завершился Фестиваль театров малых городов России, на который съехались 16 творческих коллективов из разных уголков нашей страны. На XII фестиваль собрались участники из Ленинградской и Калининградской области, Хабаровского края, Пермского края и Республики Татарстан, из Челябинской и Кемеровской области, Свердловской области, Самарской, Липецкой и Вологодской области, Удмуртии, Красноярского края и Подмосковья. «Очень хорошо, что на фестивале показывают спектакли из маленьких городов, где, как нам кажется, не особо бурно протекает культурная жизнь. Но там тоже ставят спектакли и люди занимаются театром! Актеры, которые работают в этих городах несут великую традицию русского театра, они так «пашут», это видно. Они выходят очень подготовленными, они выходят с очень сложными, требующими больших нервных перегрузок ролями. При этом понятно, что аудитория у этих театров повторяется, ведь сколько населения в городе, столько и людей в театре. И при этом актеры каждый раз показывают что-то новое. Низкий поклон этим людям, потому что это подвиг», — поделилась своим впечатлением советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева.

 

Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

СЛУШАТЬ

Фестиваль первый раз проводили в Подмосковье, и губернатор области Андрей Воробьев не исключил, что и в будущем театры из малых городов будут встречать здесь. Помимо теплого приема, который отметили, как гости, так и организаторы, мэр города Валерий Шувалов и губернатор Московской области Андрей Воробьев вручили специальные призы. Приз главы города Коломна ушел спектаклю «Из жизни огней» Драматического театра города Ельца «Бенефис», Липецкая область. Приз губернатора достался режиссеру спектакля «Васса» Алексею Песегову (Минусинский драматический театр, Красноярский край, город Минусинск). Специальный приз «Надежда» вручили коллективу Мотыгинского драматического театра из поселка Мотыгино Красноярского края. В этом небольшом населенном пункте проживает около шести тысяч жителей. Однако актеры местного театра играют на таком высоком ровне, что внушают надежду на будущее театрального искусства в России, отметил председатель жюри Евгений Князев. «Как говорится в одной из пьес Островского: «что такое театр, искусство или ремесло?»  Так вот во многих малых городах России есть настоящее искусство, и этим я чрезвычайно горжусь», — заявил со сцены народный артист России Евгений Князев.

Выбрать тех, кто владея ремеслом, создает искусство предстояло компетентному жюри, в которое вошли театральные эксперты, режиссеры, руководители профессиональных СМИ. Как рассказал Арт-директор фестиваля Олег Лоевский, им пришлось просмотреть более 100 записей со спектаклями, многие постановки члены жюри видели лично, отправляясь то в Лысьву, то в Комсомольск-на-Амуре. «Никаких критериев нет, потому что в искусстве нет критериев. Основной критерий — твое эмоциональное взаимоотношение с тем спектаклем, который ты смотришь. Все это звучит примерно так «торкнуло/не торкнуло». Вот кто сильнее «торкнет», тот и победитель. На самом деле, жюри — это опыт. Я смотрю по 200-300 спектаклей в год и руководствуюсь как бы своим организмом. Потому что ты смотришь спектакль не умом и даже не глазами, а всем организмом. И его реакция есть тот барометр, который тебе указывает ту самую прекрасную погоду нашего театра», — признался лауреат международной театральной премии имени Станиславского, театральный критик Олег Лоевский. В номинации «Лучшая женская роль» победила актриса Алина Костюк за роль Инес в спектакле «Post Scriptum» Театра – студии «Грань» Самарской области города Новокуйбышевск. «Лучшая мужская роль» досталась Александру Карпову за роль Доктора Полякова в спектакле «Морфий» Химкинского драматического театра «НАШ ДОМ» Московской области города Химки.

Нововведением этого года стало наличие двух главных победителей, а не одного, как раньше. После того, как в прошлом году Химкинский драматический театр взял первый приз со спектаклем малой формы, организаторы решили выбирать победителя в каждой из категорий. Так, на нынешнем фестивале в номинации «Лучший спектакль большой формы» победила постановка «Ромео и Джульетта» Альметьевского татарского государственного драматического театра Республики Татарстан города Альметьевск. А «Лучшим спектаклем малой формы» был признал спектакль «Двое румын говорящих по-польски» Калининградского областного театра юного зрителя «Молодежный» «Тильзит-Театр» Калининградской области города Советск. Главный приз — возможность показать свой спектакль в Москве на сцене организатора фестиваля — Государственного Театра Наций.

Артисты победившего Альметьевского театра Эльмира Ягудина и Айрат Мифтахов, сыгравшие главные роли в спектакле «Ромео и Джульетта», уверены, что настоящие актеры не имеют преград и должны работать в любых условиях и при любых обстоятельствах. Единственное ограничение, которое они встретили на фестивале — это количество мест в зрительном зале: «К сожалению, многие подходили и говорили, что не смогли посмотреть наш спектакль, но хотели. А так фестиваль хорош тем, что мы общаемся с разными актерами, видим разные спектакли, посещаем разные места, тем самым расширяем свой кругозор, свой коллаж. Это дает нам единство, дружбу с другими актерами. Это так хорошо, когда ты видишь своих, так сказать, сородичей, своих родных, узнаешь, у кого, что нового, рассказываешь про себя. Это так приятно! Это как будто глоток свежего воздуха! Этих воспоминаний еще на год хватает», — рассказали победители. Председатель жюри Евгений Князев напомнил об актуальности спектакля Альметьевского театра: «У них была замечательная простая мысль Шекспира, которая говорит: «дорогие друзья, дорогие соотечественники, люди, не надо относиться с ненавистью друг к другу. Ненависть приводит к злобе и к смертям. Вы все, всех вас эта злоба уничтожит», что в конечном итоге в спектакле «Ромео и Джульетта» и происходит. Это так сопряжено, так созвучно с сегодняшним днем, что иногда становится страшно. Остановить, не надо, то, что происходит там, в Украине, остановитесь! А у нас никто не хочет этого слышать и все продолжается дальше. И к чему эта злоба может привести, одному Богу известно. А Шекспир на примере спектакля рассказал об этом».

Актриса Тильзит-Театра Ирина Несмеянова, сыгравшая одну из главных ролей в спектакле «Двое румын говорящих по-польски», рассказала, что на эту постановку режиссер отвел всего неделю, а победа для них не главное. «Для меня лично и для нас это не важно. Потому что мы получили удовольствие от того, что у нас случился контакт со зрителем и спектакль случился. Вот и все. Это самая большая награда. И мы получили столько комплиментов от своих коллег: актеров и режиссеров! Это на самом деле самое важно, потому что коллеги никогда не похвалят», — поделилась актриса. Всего на фестивале побывало около 400 участников: актеров, режиссеров и руководителей театров. Каждый день с 31 мая по 6 июня шли спектакли конкурсной программы и вместе с ними проводились семинары, мастер-классы и тренинги по сценической речи и сценическому движению. В этом году в рамках образовательной программы фестиваля впервые были организованы занятия по повышению квалификации для технических сотрудников театров — менеджеров и директоров. По мнению художественного руководителя Театра Наций и фестиваля Евгения Миронова, недостаток профессиональных управленцев — самое слабое место современных малых театров.

Искренняя радость за победу коллег, одобрительные возгласы, аплодисменты на церемонии закрытия фестиваля свидетельствовали о том, что душевная, несколько семейная обстановка является непременным условием фестиваля театров малых городов России. Однако за всем этим стоит не только работа организаторов, но и вполне конкретная цель — поддержание и развитие театрального искусства в российской провинции. Об этом как раз был вопрос корреспондента ИК Евгению Миронову после закрытия фестиваля в Коломне. — Скажите, пожалуйста, вы обращаете внимание на то, как меняется театральный ландшафт в малых городах? — Да, конечно. А мы для этого все и делаем. Мы не только, знаете, смотрим, как меняется ландшафт. Мы посылаем туда режиссеров и не только молодых, которые ставят там небольшие перфомансы, либо спектакли. Если это удачно, потом эти же спектакли приезжают к нам на фестиваль. То есть мы этот фестиваль сами и формируем. Это важно — влить новую живую кровь. Бывает коллективы идут в ногу со временем, бывает нет, сидят в глубинке фанаты своего дела, но честно говоря, оторваны от сегодняшнего дня. Поэтому важно, чтобы приехал молодой режиссер. И для него это тоже прекрасно: поехать в незнакомый театр, где не понятно до конца, какая трупа и все остальное, но зато не стоять годами в очереди в московский театр и ждать, когда его позовут на постановку. И многие такие молодые режиссеры становятся главными режиссерами этих малых театров. Это очень здорово! Вот вам пример: Илья Ротенберг, который поставил в Лысьве спектакль «Игроки», приехал на фестиваль и победил. После этого Илью пригласили главным режиссером Томского ТЮЗа. Позже он уже поставил в Театре Наций спектакль «Жанна» с Ингеборгой Дапкунайте. Вот судьба! Вот видите, у нас фестиваль не просто так, не хухры мухры! Художественный руководитель фестиваля Евгений Миронов в интервью журналистам рассказал, что еще одна задача мероприятия — изменить отношение местных властей к малым театрам. Если трупа вернется обратно к себе в город со всероссийского фестиваля и привезет дипломы лауреатов, к ним может быть станут с большим вниманием относиться представители власти, предоставят места в общежитии или вообще построят общежитие, улучшат материальную базу театров — выразил надежду Евгений Миронов. Источник фото: Официальный сайт Государственного Театра Наций