Художник Батынков: «лучше рисовать картины, чем воровать»

20150211_batynkov1

В Московской Планетарии открылась персональная выставка Константина Батынкова, которая завершится в апреле в День космонавтики. Посетителей ждет путешествие к далеким звездам, знакомство с кометами, астероидами и даже целыми галактиками с их обитателями. Но только на этот раз «PROКосмос» (так названа экспозиция) расскажет не супер современный оптико-волоконный аппарат, а художник.

Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Для «Крокин галереи» это не первый совместный проект с Планетарием. Два года назад была коллективная выставка «Небосклон». Там в арт-пространстве, которое прежде называлось «Уровень -9», впервые появилась идея подготовить персональную выставку Константина Батынкова. Так и случилось. Теперь его крупноформатные работы на виниловых листах, выполненные акриловыми красками в черно-белой гамме, можно увидеть в просторном, прохладном помещении бывшей подземной парковки.

Тандем Батынкова и Планетария куратор выставки Александр Петровичев назвал смысловым единством. «По большому счету это два вектора восприятия Космоса. Планетарий — это научное восприятие, одно полушарие мозга работает. А здесь другое полушарие мозга — Костя выступает за чувственное, одухотворенное восприятие Космоса. Поэтому они здесь соединяются в некое такое смысловое единство», — прокомментировал выбор места организатор.

Константин Батынков ранее был известен по творческой группе «Митьки», в которую входил много лет. Теперь его все больше узнают по масштабным и даже эпическим произведениям — на них самолеты, вертолеты, военные корабли. И каждый раз это на грани реальности и сна, знакомой детям игры «в войнушку» и фантастического фильма. Директор галереи Михаил Крокин, который более 15 лет сотрудничает с художником, рассказал, что еще будучи ребенком Константин Батынков побывал в Заполярье, благодаря своему отцу, полярному летчику. Впечатления от увиденного в далеком детстве до сих пор считываются в работах автора.

В молодости Батынков профессионально занимался баскетболом и был даже пятикратным чемпионом СССР среди юношей. Но несмотря на спортивные успехи, учебу в художественной школе так и не бросил. «Вот эту энергию к искусству задал дед Кости Батынкова, который целенаправленно, спокойно проводил свою линию: «сегодня ты играешь в баскетбол, а завтра, возможно, ты станешь художником». В том момент, когда Костя, получив травму спины, не смог играть в баскетбол, ему и пригодился навык художника. Вот откуда идет закалка и устремление к цели — это спорт, а тонкость и нежность восприятия мира — это художественная школа, благодаря своему дедушке, который помогал ему восстанавливаться после отчисления за пропуски занятий», — рассказал Михаил Крокин.

Во всех интервью Константин Батынков подчеркивает, что о настоящем Космосе он ничего не знает, и то, что на картинах — это лишь его воображение и отражение впечатлений от увиденного: научных и фантастических фильмов, общеизвестных снимков телескопа Хаббл. В унисон живописцу, который только мечтает о межгалактических просторах, на выставке транслируются черно-белые фильмы в жанре немого кино, наивные, первые космические одиссеи. Это «Путешествие на Луну» французского режиссера Мельеса, которое было снято еще в 1902 году, «Аэлита» Протазанова 1924 года и «Космический рейс», созданный в 1935 году при участии Циолковского.

По мнению Александра Петровичева, не побывав в реальном Космосе художник Батынков остается более свободным в своем высказывании. Излюбленная черно-белая гамма также дарит живописцу раскрепощенность, ведь цвет накладывает определенные ограничения, а монохромные картины получаются более выверенными и серьезными, считает куратор.

Ходят легенды и о трудоспособности художника. Некоторые даже рассказывают, что он способен написать одну, а то и две картины за день. Как утверждает Петровичев, это не слухи и домыслы, а реальность. Ведь большую часть работ к выставке автор подготовил за последние полтора месяца. Примерно треть картин была готова заранее, а вот остальные работы, это примерно 45 картин, Батынков написал буквально к выставке.

Работы Константина Батынкова хранятся в Третьяковской галерее, Музее современного искусства, Государственном центре современного искусства в Москве и еще в восьми музеях по всей России, а также в частных собраниях. За плечами художника более 100 персональных и коллективных выставок. Батынкова называют человеком старой художественной формации и даже реакционером, для которого до сих пор главным остается качество работы и умение рисовать. «Всегда искусство возникает вопреки всему», — считает автор. Поэтому нужно долго бить и целиться в одну точку, чтобы потом, может быть, что-нибудь получилось. «Но все лучше, чем воровать», — заключил художник и рассказал историю.

«Я рисовал церковь на улице Казакова. И когда художник стоит и рисует, там все время сзади кто-то подходит и останавливается. А ты спиной даже не оборачиваешься, но чувствуешь. Обычно человек постоял минутку и пошел дальше, а тут стоит и стоит. Я оборачиваюсь, чтобы уже выругаться, там бабушка, божий одуванчик, идет в эту церковь, которую я рисую. И у меня вдруг все на 180 градусов перевернулось, и я говорю ей: «Ну что, бабуля, нравится картина?». А она так посмотрела и отвечает: «А все лучше, чем воровать». Вот это мой художественный принцип. Лучше рисовать картины, чем воровать».

Выставка работ художника Константина Батынкова «PROКосмос» продлится до 12 апреля. Посмотреть экспозицию можно по адресу: Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 5, строение 1, метро Баррикадная или Краснопресненская. Каждый день с 10.00 по 21.00, кроме вторника.

Фотографии с официального сайта «Крокин галереи»