К 115-летию со дня рождения выдающегося представителя русского авангарда Татьяны Глебовой Музей Органической Культуры подготовил масштабную экспозицию «Музыка цвета». Представленные живописные и графические работы охватывают все периоды творчества художника: от занятий в группе мастеров аналитического искусства под руководством Павла Филонова до совместной работы с Владимиром Стерлиговым.
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Музей Органической Культуры продолжает знакомить зрителей с наиболее яркими представителями органического направления в искусстве. Еще недавно в выставочном зале в Брусенском переулке, 31 можно было увидеть произведения художника и теоретика искусства Владимира Стерлигова, а теперь то же пространство заполнено картинами и рисунками его супруги, художника Татьяны Глебовой. В отличие от своего мужа, ученика Малевича и последователя Матюшина, Глебова изначально принадлежа к кругу Филонова. Она была одной из немногих, кто остался с авангардистом до конца, пережив раскол творческой группы, репрессии и начало Блокады.
Татьяна Глебова — ровесница XX века, родилась в семье промышленника, публициста и философа Николая Глебова и певицы Марии Барыковой, правнучки графа Федора Толстова, вице-президента Академии художеств. В юношестве Татьяна стремилась стать музыкантом, обучалась игре на скрипке. Закончив гимназию, поступила в консерваторию в Санкт-Петербурге. Но проучившись в ней чуть больше года ушла на фарфоровый завод художником, а после попала в мастерскую сначала к Савинову, а затем и к Филонову. В своих дневниках Татьяна Глебова записала: «Я — художник. Я — музыкант. Два начала боролись во мне. Драма с музыкой разрешилась в художестве. Но любовь к музыке не прошла, а стала моей музыкой в изобразительном творчестве».
В мастерскую Филонова Татьяна Глебова впервые пришла вместе с Алисой Порет. Долгие годы их связывала дружба и совместное творчество. Когда мастерам аналитического искусства в 1927 году предложили оформить залы ленинградского Дома печати, многие художники группы должны были писать свои картины по двое на одном холсте. Глебова и Порет изобразили две темы: Татьяна нарисовала тюрьму, а Алиса нищих. После репрессий 30-х годов, под которые попал и директор Дома печати Николай Баскаков, учреждение переехало в другое помещение, и все работы художники разобрали по домам. Татьяна Глебова и Алиса Порет разрезали свою картину на две части: первая осталась в Петербурге, а вторая уехала вместе с автором в Москву. Сейчас половина Глебовой под названием «Тюрьма» хранится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.
В предвоенные годы Татьяна Глебова много работала в книжной графике, дружила с поэтами-обэриутами Хармсом, Введенским, Заболоцким и другими, иллюстрировала их стихи. В 1932 году вместе с художником Дмитриевым она осуществила постановку оперы Вагнера «Мейстерзингеры» в Малом оперном театре. Навык подготовки эскизов пригодился ей позже в Алма-Ате, где она работала на киностудии «Казахфильм». Графика этого периода также представлена на выставке в Коломне. Но есть здесь и более ранние работы Татьяны Глебовой, из блокадного Ленинграда. В страшные годы начала Великой Отечественной Войны она не оставляла живописи, вела дневник, делала зарисовки для задуманного полотна, посвященного трагедии города. Написала «Семейный портрет в блокаду», и в первую же зиму похоронила отца, мать и своего учителя. Позже, в 60-е годы Татьяна Глебова написала портрет Павла Филонова и воспоминания о нем.
По официальной версии Татьяна Глебова познакомилась с Владимиром Стерлиговым в Алма-Ате, куда попала после эвакуации из блокадного Ленинграда. Этот период ее творчества представлен на выставке в Коломне — зарисовки «женщина в степи», «рынок». Но в гораздо большей степени выставка «Музыка цвета» раскрывает вторую половину творческого пути Татьяны Глебовой, а именно 30-летний период художественного и сердечного союза с Владимиром Стерлиговым.
Стерлигов открыл новый прибавочный элемент в искусстве. Подобно «супрематической прямой» Малевича он предложил кривую или «кривушечку», как ласково называл ее художник. «И после квадрата я поставил чашу» — писал Стерлигов, который изобрел чашно-купольную систему бытия. Татьяна Глебова вошла в круг его единомышленников и стала верным другом и соратником в работе над этими вопросами. Художник писала:«Не вижу никакого противоречия между проблемами, предложенными Стерлиговым, и системой работы, которой учил нас Павел Филонов. Свободно пользуюсь всеми этими средствами, стараясь выразить в своих произведениях и внешнее, и самое сокровенное, что вижу, чувствую и думаю».
Стерлигов всегда высоко ценил мнение Глебовой: «Ты от Бога наблюдатель, тебе дана талантливость схватывать самое главное. Я пройду мимо ничего не замечу, а ты схватываешь суть», — говорил он ей о портретах, которые так любила писать Татьяна Глебова. В ее дневнике сохранилась такая фраза: «В каждом портрете присутствует элемент смерти и элемент рождения, так как каждую минуту в человеке что-то умирает и что-то рождается новое».
Стерлигов и Глебова преподавали в созданной ими для молодых художников «Старопетергофской школе». Это был их тайный или, как они говорили между собой, «невидимый» институт. После смерти своего Мастера Татьяна Глебова по мере сил продолжала работу, собирала учеников, проводила квартирные выставки.
В своем дневнике Татьяна Глебова записала: «Всю жизнь влюблена в музыку. Ее ищу везде. Когда она является мне на плоскости, я бываю счастлива. Но если она звучит, а я не слышу — мне горе. Сколько я ради нее претерпевала в жизни! В какие бездны падала, не понимая своего места в отношении к ней! Когда я нашла ее в живописи, это меня спасло. А теперь, перед концом жизни, она появилась в церкви». К концу жизни Татьяна Глебова выработала собственный художественный метод, который назвала «многовзорием».
Так сложилось, что у Татьяны Глебовой не было персональных выставок при жизни, она всегда оставалась в тени Владимира Стерлигова, рассказала наследница художников Ирина Стерлигова. После смерти Глебовой в 1985 году ее работы выставлялись в музеях Санкт-Петербурга, Новгорода, Костромы. И по мнению Ирины Стерлиговой, масштабная экспозиция в Коломне станет новым витком в жизни творческого наследия Татьяны Глебовой.
Работы художника хранятся в крупнейших российских музеях, в частности в Музее имени Пушкина, Третьяковской галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее, Костромской картинной галерее, Архангельском музее, Музее Органической Культуры в Коломне, в частных и зарубежных коллекциях.
Выставка Татьяны Глебовой «Музыка цвета» продолжит свою работу до 6 апреля. Посмотреть произведения искусства можно по адресу: Коломна, Кремль, Брусенский переулок, 31. Каждый день, кроме понедельника.
Статья подготовлена на основе материалов и фотографий Музея Органической Культуры.