Ильязд и его ХХ век

ЗДаневич8

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина показывают первую в России ретроспективную выставку Ильи Зданевича. Поэт-футурист, ученый-этнограф, дизайнер тканей, издатель — в историю мирового искусства он вошел под псевдонимом Ильязд. Как утверждают организаторы события, более половины экспонатов выставки ранее не были известны широкому российскому зрителю и показаны здесь впервые.
Новости культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Илья Зданевич родился в Тифлисе в конце XIX века. Уже в раннем возрасте проявил интерес к искусству, поэзии, музыке, географии и математике. Подростком он начал писать стихи в духе символизма и примкнул к литературно-художественной группе «Икар». В 1911 году Илья Зданевич поступил на юридический факультет Петербургского университета. В том же году в Петербургскую академию художеств поступил его родной брат Кирилл. Именно он познакомил Илью Зданевича с художниками Виктором Бартом и Михаилом Ле-Дантю, которые ввели молодого юриста в круг авангардных поэтов и художников.

Вернувшись в Тифлис братья Зданевичи становятся первооткрывателями художника-примитивиста Нико Пиросманишвили, которого впоследствии мир узнал как Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича кисти этого легендарного живописца встречает у входа посетителей выставки.

Экспозиция построена по хронологическую принципу в семи залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIXXX веков Пушкинского музея. Первый раздел посвящен «тифлисскому периоду» жизни Зданевича. В нем посетители знакомятся с футуристическими изданиями автора и афишами к лекциям. Ильязд много выступал на публике, участвовал в диспутах, рассказывал о футуризме.

Вторая часть выставки рассказывает о первых 20-ти годах пребывания Зданевича в Париже. В то время он принимал участие в организации знаменитых балов «Союза русских художников». Здесь же представлены образцы тканей, придуманных Ильяздом для Коко Шанель. Их познакомил Сергей Дягилев, и это знакомство послужило началом многолетнему совместному творчеству и дружбе.

Первоначально Зданевич возглавил бюро рисовальщиков предприятия «Ткани Шанель», а в дальнейшем был назначен его директором. Ильязд предложил новую схему конструкции вязального станка и получил на свое изобретение соответствующий патент. Фирма Шанель приобрела у него этот патент и в течение довольно длительного времени использовала вязальные станки именно этого типа. На выставке в Пушкинском музее можно увидеть две редкие фотографии Коко Шанель, на которых она одета в комплекты из жаккардового трикотажа джерси с рисунком Ильязда.

Третий раздел выставки самый обширный, он занимает пять залов и посвящен наиболее важному периоду творчества Зданевича – его работе над книгами художника, которые принесли ему мировую славу. Livre d’artiste (книга художника) — это особый тип издания литературного текста с иллюстрациями, которые выполнены в виде оригинальной печатной графики — литография, офорт, ксилография. Книга художника как объект искусства появилась во Франции в начале ХХ века. И Зданевич стал достойным продолжателем заложенной традиции. Большую часть выставки в Пушкинском музее занимают листы из книг, изданных Ильяздом за 35 лет профессиональной деятельности. Кроме того, посетителям представлены более 200 оригинальных графических работ к этим изданиям.

Приглашенный куратор выставки Борис Фридман более 15 лет коллекционирует «книги художника». По его словам, каждое издание является результатом совместного творчества иллюстратора, автора текста, печатника, дизайнера, издателя. В большинстве случаев Илья Зданевич один выполнял все перечисленные функции, приглашая к сотворчеству крупнейших художников своего времени. Он работал и дружил с такими известными мастерами, как Пикассо, Миро, Шагал, Леже, Брак, Джакометти и другими. При этом сам Зданевич оставался неизвестен широкой публике.

Первое из его изданий — «Афет», вышло в Париже в 1940 году. Книга была подготовлена совместно с Пабло Пикассо, с которым Зданевича связывала многолетняя дружба. Вместе они подготовили и выпустили не меньше 7 известных изданий. Книга «Афет» содержит 76 сонетов, написанных на русском языке пятистопным ямбом. 6 авторских экземпляров Ильязд подарил своим друзьям-издателям. Специально для Габриэль Шанель он дополнил книгу 77-м сонетом, посвященным ей. Данный экземпляр находится сейчас на выставке в Пушкинском музее. 

На протяжении всей жизни Ильязд увлекался архитектурой, изучал историю храмов Грузии, Армении, Испании. В период работы у Гарбиэль Шанель, где Зданевич занимался разработкой рисунков тканей, по вечерам на тех же чертежных приборах он по своим наброскам профессионально вычерчивал детальные планы обследованных церквей. В течение 1930-х годов Зданевич создал около 150 планов различных храмовых сооружений. Собранный материал лег в основу его докладов на международных конгрессах византинистов, участникам которых он был известен как один из редких специалистов, обладающий глубокими знаниями об исследованных регионах. В экспозиции также представлены выполненные им планы храмовых сооружений, которые он изучал во время своих многочисленных путешествий.

На выставке показаны произведения из частных собраний Бориса Фридмана и Георгия Генса, архива Ильязда во Франция и французских частных собраний, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного литературного музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, архива CHANEL во Франции.

Посетить выставку Ильи Зданевича можно будет до 14 февраля по адресу: Москва, улица Волхонка, 14, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.