Крупнейшее собрание работ Стерлигова представлено в Коломне

safe_image

Главным выставочным событием осени в Коломне, безусловно, стала презентация выставки «Геометрия природы Стерлигова». Впервые экспозиция был показана в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге весной этого года. Большую часть произведений, показанных в северной столице, предоставил Музей Органической Культуры. После широкого отклика на событие со стороны профессиональных ценителей искусства и простых обывателей, было принято решение перенести экспозицию работ Стерлигова в Коломну, чтобы жители Москвы и Подмосковья также смогли познакомиться с одной из крупнейших коллекций произведений авангардиста.


Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Владимир Стерлигов первоначально был одним из учеников Малевича, но впоследствии стал развиваться по иному пути. «Прямой линии учителя ученик противопоставил кривую, квадрату – купол и чашу, разуму – чувство, логике – тайну», — говорится в аннотации к выставке.

В историю искусств Стерлигов вошел как художник-философ. Он создал «чашно-купольную» пространственную систему и новый прибавочный элемент (термин Малевича) — кривую. Важно еще и то, что феномен Владимира Стерлигова не заканчивался на его персональном творчестве, а распространялся и на других. Будучи уже признанным Мастером он создал Школу, свой «невидимый институт», в котором преподавал основы современного на тот момент искусства (импрессионизм, кубизм, супрематизм, творчество Сезана).

Некоторые из его учеников (художники Геннадий Зубков, Александр Носов, Александр Кожин, Алексей Гостинцев) приехали на открытие выставки в Коломну. «Носители живой традиции», как назвал их историк и религиовед Алексей Юдин, с радостью общались с журналистами и рассказывали о времени работы со Стерлиговым. «Когда-то Владимир Васильевич сказал такую фразу «Каждый человек художник. Каждый человек рисует свой мир», но художник, кроме всего прочего, на примерах своих работ показывает, как он прожил свою жизнь. И глядя на эту выставку, я вижу потрясающую жизнь человека, прекрасную, радостную, счастливую жизнь, несмотря на те драмы и трагедии, которые ему пришлось пережить» — вспоминает Алексей Гостинцев.

Он рассказал, что Владимир Стерлигов прошел сталинские лагеря, воевал на фронтах Великой Отечественной, был контужен, затем эвакуирован в Алма-Ату. Но после, вернувшись в Ленинград, стал одним из самых ярких художников и Учителей того времени. Правда, все пришлось начинать заново. В дом, где хранились его работы, попала бомба, и они все погибли.

«Владимир Стерлигов был учителем, который старался формировать не слепых адептов, а единомышленников. Все они унаследовали от мастера стремление к истине – художественной, человеческой», — подчеркивают в экспликации кураторы выставки Алла Повелихина и Ирина Аликина. Не только профессиональную, но и высокую духовно-нравственную планку задавал Стерлигов своим ученикам. «У Владимира Васильевича везде были разбросаны бумажечки, по видимому какие-то напоминания. Как правило, это были изречения Апостола Павла. У Апостола Павла есть такая замечательная фраза: «Плод же духа: Любовь, Радость, Мир, Долготерпение…». Вот мне кажется, и в искусстве – если есть все это перечисленное – тогда это искусство», — резюмирует мысль наставника Алексей Гостинцев.

На открытие выставки в Коломне собрались известные искусствоведы, художнкии, фотографы, деятели искусств. Известная актриса театра и кино Алла Демидова поделилась своими впечатлениями от увиденного: «Когда не сразу на все картины смотришь, а внимательно на одну, она вдруг проявляется, и выявляется такое благостное касание доброты и света… Это вообще бывает у больших художников, когда от картины отделяется энергетика автора».

Доктор искусствоведения, философ Олег Генисаретский признался, что впервые увидел работы Стерлигова в таком большом объеме, и потому не торопиться давать оценку: «Для тех, кто имеет дело с визуальным искусством важна насмотренность. Я в первый раз в достаточно большом объеме видел Стерлигова здесь. Раньше в иллюстрациях, как правило, плохоньких, каких-то книжках. Мне просто рано об этом судить».

Алексей Юдин, кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ рассказал, что для него работы Владимира Стерлигова (и художественные, и теоретические) являются настоящим спасением: «Мир современный настолько запутан. На каждом шагу происходит какая-то путаница. И нужно нечто, что бы тебе дало какой-то ключ, чтобы ты сам понял, как двигаться. Вот это то, что для меня работает в качестве навигатора. То есть, я смотрю, я постигаю, я вместе с этим куда-то двигаюсь, продвигаюсь, и это становится моим, я могу сказать, что это мое искусство».

Известный философ и композитор Владимир Мартынов рассказал, что использует кашно-купольную пространственную систему Стерлигова в своей работе: «Это вообще универсальный принцип, который им придуман как изобразительный. В музыке я в какой-то степени с такими феноменами работаю тоже, потому что мое дело — достичь этого «купола», то есть достичь ощущения купола. Но этот купол можно выстроить, получить и достичь только тогда, когда выстроишь грамотно «чашу»».

Поэт и кандидат филологический наук Ольга Седакова призналась, что после увиденной выставки работы Стерлигова стали значить для нее несравненно больше: «потому что я впервые увидела это в таком масштабе, в таком разнообразии. Я прежде видела его в кругу других художников, потому что XX век наш очень богат, и мы еще много чего не знаем, и не оценили. Он действительно богат на гениев, людей, которых называют гениями. И Стерлигов, конечно, один из них».

Произведения Владимира Стерлигова выставлены в Коломне в зале «Брусенский, 31», практически у стен монастыря. Сакральность этого пространства как нельзя лучше подходит для представления работ художника, считает известный российский искусствовед, куратор и заведующий отделом экспериментальных программ ГЦСИ Виталий Пацюков. «Это человек, который пытался найти гармонию не только в нашем обществе, но и гармонию во Вселенной. Хотя это очень высоко, очень торжественно звучит, но его замечательная фраза «Кривая — соединяет» об этом (…) Он открывает совершенно иную геометрию — не геометрию прямых линий, а геометрию как бы лекальных линий, геометрию кривых линий. И она соединяет человека с миром Космоса, не составляет его одного, а соединяет его с ангелическим миром, с миром высокой религиозной культуры, и высокого религиозного состояния, где человек осознает, что он принадлежит настоящей Божественной идеи», — пояснил искусствовед.

Известный художник и теоретик искусства Франциско Инфанте рассказал, почему работы Стерлигова производят такое благостное впечатление на зрителей: «Это художник с масштабом человеческого в искусстве. В наше время довольно трудно увидеть такой масштаб в современном искусстве, потому что там все очень гипертрофировано. И размеры гипертрофированы, и идеи, и темы — все. Здесь как-то все спокойно, уютно, по-домашнему. Это следствие той культуры, которую он захватил своей жизнью, и которая была, конечно, следствием достижения художников русского авангарда».

Выставка «Геометрия природы Стерлигова» проходит сейчас в Коломне по адресу: Брусенский переулок, 31. Посетить ее можно будет до 25 января 2015 года. Фотографии предоставлены Музеем Органической Культуры.