Выставкой «Время Движения. Полвека русского кинетизма» открылась новая галерея современного искусства ArtStory в столице. Запуск проекта коллекционеров и кураторов Михаила Опенгейма и Люсинэ Петросян приурочили к 50-летнему юбилею проведения первой выставки коллектива «Движение» в декабре 1964 года. Художники этой группы вслед за представителями русского авангарда работали над созданием новых пластических языков и средств художественной выразительности в искусстве, используя при этом звук, свет, цвет и реальное движение.
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Кинетизм или кинетическое искусство (от слова kinetikos – движение, приводящий в движение) — направление в изобразительной культуре, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных составляющих его форм («мобили» Александра Колдера, конструкции Николя Шеффера).
По словам куратора выставки Дмитрия Буткевича, пришло время вернуть «Движение» в художественный контекст и выделить ему то место в истории, которое оно, несомненно, заслуживает. При этом организаторы подчеркивают, что не пытались написать историю группы, и потому выставка не является ретроспективной. Только отдельные архивные кадры и документы намечают пунктиром линию жизни движения, которому суждено было изменить представление о советском искусстве в мире.
Слева от входа в выставочный зал расположена самая известная фотография коллектива. На снимке 1965 года первый состав группы «Движение» из 8 человек: Лопаков, Степанов, Орлова, Акулинин, Галкин, Инфанте, Битт и Нуссберг. Можно сказать, что коллектив формально просуществовал с 1964 по 1975 год, до момента отъезда в Америку организатора и лидера группы Льва Нуссберга. Состав группы за это время несколько раз сильно менялся. Все началось со школьной дружбы, но укрепилось благодаря общему стремлению участников «Движения» к созданию принципиально нового в искусстве, рассказал художник первого состава Виктор Степанов. «Мы заглянули на 100 лет вперед, мы совершили прыжок в будущее», — согласился с ним другой участник группы Сергей Зорин. Он также напомнил, что после полета Гагарина в космос в 1961 году началась новая эра, космическая.
Не удивительно, что космическая и техническая эйфория того времени захватила художников и стала для них одновременно источником вдохновения и средством реализации появившихся идей. Например, особый интерес на выставке в Москве представляет объект «Киберцветок», который в свое время стал откровением. Светохудожник Сергей Зорин участвовал в восстановлении кинетического произведения несколько раз. После того, как 50 лет назад цветок был впервые создан для выставки в Ленинграде, он пережил не одно перерождение. В галерее ArtStory в Москве сейчас работает киберцветок пятой версии, который тоже пришлось реанимировать, потому что еще недавно он был разобран и затоплен. Как рассказала основатель галереи и куратор выставки Люсинэ Петросян, «чтобы привести киберцветок в чувства трое инженеров работали два месяца».
Та самая выставка группы «Движение», состоявшаяся полвека назад, вошла в историю творческого коллектива и всего советского андеграунда. Художники вспоминали про длинные очереди из посетителей, которые тянулись в выставочный зал от метро. Один из первых участников группы Владимир Галкин признался, что ночь перед открытием он и его друзья провели без сна, потому что придумывали названия для своих работ. Наименования наподобие «Объект номер 5» не понравились комиссии проверяющих, и нужно было найти что-то более знакомое и понятное советским гражданам. Художники, конечно, выкрутились. Один назвал свой объект «Ориентир в Парке Культуры», другой — «Стенка бассейна». Тогда как выражения по типу «философская концепция» упоминать было строго запрещено.
Но при всех запретах, допросах и преследованиях, участники легендарного коллектива с ностальгией вспоминают об абсолютной внутренней свободе, которая сопровождала их на каждому шагу.
На выставке полувековой давности под названием «На пути синтезу в искусстве» было представлено всего три кинетических объекта (Нуссберга, Инфанте и Степанова). Об этом рассказал один их первых участников движения, известный художник Франциско Инфанте. Он предоставил для экспозиции в Москве редкие архивные кадры подготовки той легендарной выставки. Правда, сам художник отказался принимать участие в нынешнем проекте. Его работы, созданные уже после участия в коллективе, все равно были найдены в частных коллекциях и представлены публике. По мнению организаторов, по таким произведениям зрители могут проследить, в каком направлении продолжили развиваться художники после распада группы «Движение». Как выразился художник, профессор МАрхИ Вячеслав Колейчук, участники группы все-таки создали свой визуальный язык «Движения», который присутствует во многих работах как стиль, фантастический и композиционный. В этом стиле заложены идеи бесконечности, нового пространства и новой идеологии.
Опора на традиции русского авангарда начала века, знакомство или предчувствие возникновения кинетического искусства на Западе, космический и технический бум, стремление создать нечто новое, заглянуть в будущее, упоение свободой, юношеская дружба и, конечно, романтизм — вот те черты, которыми можно охарактеризовать жизнь и творчество группы «Движение».
И быть может самая важная из них — единство. Именно объединение творческих сил и порывов изначально разнонаправленных художественных стремлений произвело на свет то, что теперь названо феноменом группы «Движение». «Мы сделали вместе такое искусство, которое врозь невозможно сделать», — звучит в Манифесте и сквозит между слов в экспозиции памяти группы в Москве.
Всего на выставке представлено около 200 работ: от кинетических светодинамических композиций и объектов до живописных и графических картин и гобеленов. Работы предоставлены, как самими художниками, так и частными коллекционерами.
Выставка «Время Движения. Полвека русского кинетизма» продлится в галерее ArtStory до 15 ноября по адресу: Москва, Старопименовский переулок, д.14. Вход свободный. Ежедневно, кроме понедельника.