Мультимедиа и музеи: кто кого?

5

В Москве подвели итоги международного фестиваля FI@MP, который прошел на днях в Третьяковской галерее. Фестиваль FIAMP — это международный профессиональный форум, который проводится по результатам конкурса аудиовизуальных и мультимедиа проектов, посвященных теме культурного наследия. Каждые два года на FIAMP со всего мира съезжаются музейные специалисты, профессионалы информационных технологий и телекоммуникаций. Место проведения всегда разное — в России международный фестиваль побывал впервые.

«Сейчас практически у всех музеев есть технический потенциал, во многих существуют отделы, которые занимаются интернетом, мультимедиа. Но не всегда есть простроенная стратегия развития, и не всегда люди ориентируются на какие-то лучшие образцы, — рассказала соорганизатор фестиваля Наталия Толстая. Мне кажется, когда ты вот так широко смотришь (а в конкурсе FIAMP участвовали страны от Бразилии до Австралии), понимаешь, что «носят» в фигуральном смысле этого слова: как делают монтаж, как делают титры, как используют аудио-эффекты, и ты сразу можешь включиться в контекст. Поэтому очень важно для тех музеев, которые только начинают вступать на этот путь, такую «скользкую дорожку», ориентироваться не на первое предложение, которое к ним поступило, а на лучшие образцы, которые прошли апробацию в профессиональном сообществе».


Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Конкурс FIAMP проводился между музеями и культурными учреждениями, которые используют информационные и мультимедийные технологии в своей работе. Помимо рекордного количества заявок из России, в этому году в финальном зачете треть наград международного конкурса в различных номинациях отошла российским проектам.

Работа жюри международного конкурса проходила в Париже летом этого года. Участие в отборе победителей принимали представители Соединенных штатов Америки, Гватемалы, Франции, Венгрии. От России в состав жюри вошла президент АДИТ Наталия Толстая, которая и рассказала нам об этом собрании. «У нас иногда бывает такое ощущение, что мы все как будто такие отсталые, но ничего подобного. Нет, мы вполне на уровне. Можно сравнить уровень мастерства и он примерно одинаковый. Поэтому, не надо думать, что мы какие-то отсталые в этой области, тем более, что много наших специалистов трудятся в разных странах мира. На самом деле, это одна из самых конвертируемых профессий, и довольно трудно понять, кто сделал тот или иной продукт. Потому что часто какие-то иностранные компании работают у нас и наоборот», — пояснила Наталия Толстая.

Из 17 победителей международного конкурса FIAMP этого года — 7 проектов были представлены российскими участниками. Курская картинная галерея имени Александра Дейнеки за работу «Возвращение королевы» получила награду в номинации «полнометражные фильмы продолжительностью более 30 минут». В этой же категории победил и другой российский участник — Литературный музей с фильмом «Маяковский — навсегда». Еще один фильм из России под названием «Запечатленный образ», или Лев Толстой и Илья Гинцбург: двойной портрет в интерьере эпохи» первоначально должен был быть дисквалифицирован, потому что превышал максимально допустимую длительность произведения, но в итоге просмотра жюри не смогло оставить картину без награды и вручило ее авторам специальный приз.

Другим открытием для международного жюри стала работа Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Представленный на конкурс виртуальный тур под названием «Вологжане в истории Русской Америки» получил приз в номинации «Интерактивные мультимедиа».

Фильм «Эффект бабочки», созданный для выставки в Третьяковской галерее «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» был признан лучшим среди короткометражных картин. Кроме того, галерея получила третье место в номинации «Интерактивные мультимедиа» за виртуальный конструктор «Создай свой натюрморт», подготовленный к той же выставке.

Система сайтов Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина получила награду в соответствующей номинации. Кроме того, в этом году на фестивале FIAMP свой новый сайт представил Государственный Эрмитаж. Предыдущей версии сайта было уже 10 лет и теперь к 250-летнему юбилею музея была разработана новая концепция. Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский лично представлял на конференции АДИТ в мае этого года проект планируемого сайта. «Это действительно очень важно, что даже такие большие музеи понимают, что не все счастье в количестве денег и в той фирме, к которой ты обратился, необходима также экспертная оценка» — отметила Наталия Толстая.

Все победители этого года забрали в подарок статуэтки авторской работы российского художника и скульптора Алексея Благовестного. Дело в том, что ФИАМП каждый раз дарит своим участникам новые награды, в зависимости от того, в какой стране проводится фестиваль. Приз должен олицетворять собой взаимосвязь традиции конкретной страны и современных технологий.

В итоге решили взять за основу картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», которая была создана чуть более 100 лет назад, и исполнить ее в 3D-варианте. «В этом образе есть и ощущение обыкновенной гармонии и при этом предвосхищение, предощущение какой-то беды. Вот такой очень русский сплав эмоций, когда тебя все время качает: то к абсолютной гармонии, как в «Троице» Андрея Рублева, то к чему-то наоборот очень резкому, требующему какого-то твоего активного участия, как «Черный квадрат» Малевича», — рассказала об идеи статуэтки Наталия Толстая.

Фотографии Александра Артамонова.