В Москве открыли выставку-инсталляцию «Рай» Ирины Наховой. Именно этот художник будет представлять Россию на 56-й Венецианской биеннале в следующем году, а пока все желающие могут стать частью потустороннего художественного пространства, созданного ею в большом винохранилище на ВИНЗАВОДе.
Спускаясь по винтовой лестнице в огромное полуподвальное слабо освещенное помещение, каждый зритель невольно превращается в персонажа «тотальной инсталляции» (термин подобрал Илья Кабаков, а сам жанр открыла Ирина Нахова).
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Один из путей огромных туннелей ведет на автобусную остановку, второй показывает спины убегающих людей в метро, третий оканчивается иллюстрацией жизнедеятельности червей. Быть может, автор хотела показать, что темная дорога (жизни?) у каждого своя и приведет она к разному итогу…
Блуждая по замкнутым темным коридорам можно наткнуться на силуэты людей, которые замерли в нерешительности, у кромки моря одни и у края неба другие. И снова нам видны только спины. То есть, художник все же разделяет участников-созерцателей таинственного процесса перехода и непосредственных его участников.
Спустя какое-то время начинает казаться, что пространство в сговоре с автором и тоже старательно играет предписанную ему роль. Как призналась художница, проект «пришел к ней» еще в 2008 году, но только прошлой осенью она неожиданно для себя поняла, что это должно быть реализовано именно в Большом винохранилище. Подземное помещение уже не раз служило площадкой создания крупных инсталляций и экспозиций современных художников. В этом зале 7 лет назад Винзавод провел свою первую выставку, чем ознаменовал появление нового места притяжения современного искусства в столице. С тех пор пространство Большого винохранилища считают сердцем ВИНЗАВОДа, рассказала арт-директор центра Анастасия Шавлохова. Возможно, на стук этого сердца и откликнулась художник, когда впервые побывала здесь на выставке Мирослава Балки год назад.
Воплощение этого проекта Ирина Нахова считает абсолютно точно соответствующим ее проекту, словно разыгранным по нотам, «только чуточку лучше». Что касается реальной музыки, то на выставке заметным звуковым пятном стала композиция Гайдна, сопровождающая видео-зарисовку из жизни дождевых червей на огромном экране. Художник пояснила, в ее инсталляции присутствует как рай в понимании европейцев (нечто идеальное и длящееся вечно), так и атеистический рай, который как раз и символизирует перегной. «И в этом нет ничего плохого. Мой любимый Заболоцкий написал замечательные стихи: «была дева, стали щи». Или «из берцовой, из кости будет деревце расти». То есть, преобразование, превращение углеводородов во что-то новое. Везде: там, где смерть, там и жизнь», — рассказала художник.
Искусство Ирины Наховой давно вышло за границы холста и даже за границы обычной инсталляции. Еще в начале 80-х годов она впервые построила свои первые «тотальные инсталляции» — легендарные «Комнаты». В одной из комнат собственной квартиры художник создавала новое бесформенное пространство, то при помощи белой бумаги, то серой краски, то фрагментов черной ткани и бумаги. Эти работы воспринималось зрителями как нечто тотальное и всеобъемлющее, неотделимое от реальной жизни. Каждый посетитель попадал в комнату-картину и становился ее персонажем или действующим лицом. Художник представила пять таких пространств, на работе под названием «Комната №5» цикл закончился, и теперь в инсталляции «Рай» Ирина Нахова возвращается к тем формам и приемам.
Как считает куратор выставки, известный художественный критик Иосиф Бакштейн, творчество Ирины Наховой продолжает традиции московских концептуалистов. «В ее выборе присутствует пафос диалога с таким важным для школы Московского концептуализма понятием как «художник-персонаж». Но этим логика создания пространства персонажей не ограничивается. Одним из персонажей Наховой становится также и зритель, которому позволено войти в художественное пространство «Рая», — пишет куратор в аннотации к выставке.
С представителями неофициального искусства Ирина Нахова по воле случая познакомилась еще в подростковом возрасте. Один за другим в ее жизни появились Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Андрей Монастырский и другие. Затем она поступила учиться в наиболее либеральный на тот момент вуз — Полиграфический институт.
И уже в 19 лет Ирина Нахова должна была участвовать в легендарной «бульдозерной выставке», организованной художниками Глезером и Рабиным. Но ей так и не удалось этого сделать: «Четыре КГБшника пришли к моим родителям и запугали, что они лишатся работы. И мама мне устроила чудовищный скандал и нас услала на дачу, и мы там пересидели. И я до сих пор это себе простить не могу. Поэтому нужно не бояться, и быть свободным человеком», — вспоминает художник то время.
Спустя 40 лет выставка Ирины Наховой «Рай» открылась в тот же день, что и «бульдозерная выставка» — 15 сентября. И по всей видимости, историческая справедливость все-таки восторжествовала.
На презентации инсталляции собралось много посетителей, которые заполнили туннели, окружили созданных персонажей и по сути участвовали в коллективном восприятии и обсуждении идей и замыслов автора этого пространства. Но Ирина надеется, что после, когда каждый зритель останется наедине с собой и этим пространством, он сможет окунуться в свои собственные переживания, которые ему внушает это место. Ведь это хорошее пространство для отвлеченных философских размышлений, считает художник. «Даже если будет два человека, я все равно буду рада, если смогу чем-то помочь, что-то показать или прояснить. Это было бы здорово. Но в принципе, я абсолютно открыта к любым интерпретациям. Поэтому если для человека, который сюда придет, будет какая-то неожиданность, что-то такое новое ему откроется, я буду просто счастлива», — призналась автор.
Ирина Нахова дважды входила в лонг-лист премии Кандинского – в 2007 году в номинации «Художник года» (с проектом «Московская инсталляция») и в 2011 году в номинации «Проект года» (с проектом «Кожи»). В 2013 году Нахова стала лауреатом Премии Кандинского в номинации «Проект года» (с проектом «Без названия»). Работы художника находятся в музейных и частных собраниях Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, США и России.
Выставка Ирины Наховой «Рай» продлится до 26 октября на ВИНЗАВОДе в Москве. Часы работы зала: 12.00 — 20.00, кроме понедельника.
Фотографии предоставлены пресс-службой ВИНЗАВОД