Одиссея Ревякова

БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ (1)

В Москве проходит выставка к 80-летию художника Евгения Ревякова. Экспозицию, которая уже в третий юбилей автора располагается в Мемориальной квартире Пушкина на Арбате, назвали «Между да и нет».
Новости культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Евгений Петрович Ревяков родился в 1935 году в Смоленске. Окончил педагогический институт, историко-филологический факультет. Рисовал с детства, но на художественный факультет в Полиграфический институт в Москве поступил заочно и уже в зрелом возрасте. После его окончания долгое время занимался книжной графикой и лишь затем перешел в живопись. Принимал участие во множестве всесоюзных, республиканских и международных выставок по всему миру. И вслед за этим был принят в Московский союз художников. В настоящее время его работы экспонируются в таких крупных музеях, как Третьяковская галерея, Русский музей, Музей при Министерстве культуры Российской Федерации, Смоленская художественная галерея, Международный музей юмора в Италии, Музей современного русского искусства в США и других.

Некоторые иллюстрации из тех первых лет творчества автора показаны сейчас в Москве. Созданные в 80-е годы, рисунки выглядят яркими и свободными по замыслу и манере воплощения. В экспозиции — работы разных лет, получилась небольшая ретроспектива к юбилею художника. Есть живописные полотна и графические иллюстрации к литературным произведениям, в отдельном зале показана графика на грунте. И состав этого вещества, и техника письма уникальны. По словам художника, графика на грунте стала промежуточным звеном в его творчестве между иллюстрацией и живописью.

Художник Ревяков живет в постоянном поиске: работа над каждой картиной нередко превращается в настоящую Одиссею с несколькими персонажами, сюжетными линиями и местами действий. Сам живописец о своем творческом марафоне рассказывает следующее: «Работаю над одной картинкой довольно долго, потому что считаю, что написанное быстро и смотрится быстро. Но в конце концов от картинки должно оставаться ощущение легкости и некоторой случайности. Но именно ощущение. Случайного там нет».

Почти в каждой работе мастера, даже если это пейзаж или натюрморт, присутствует фигурка человека. Если это перекресток, то по нему обязательно бредет странник, если лес, то охотник, если интерьер, то печальная дева. Словно живописец не представляет своего творчества без образа человека или мира без человеческого существа. Как рассказала супруга автора художница Маргарита Волкова, Ревяков просто неравнодушный художник. «Однажды увидел мою картинку и говорит: «Да, да, неплохо. Но какой равнодушный валеночек у него!» Так что у Ревякова нет равнодушных валеночков», — рассказала она.

Из слов художника в каталоге к выставке можно узнать, что это именно жена Маргарита подтолкнула его к живописи. Другая судьбоносная дама в жизни Ревякова — искусствовед Вера Чайковская. Она организовала первую персональную выставку живописца в 1997 году. Так Москва узнала о новом большом художнике. «Нежные тающие светлые краски. Очень изысканная артистическая техника. Даже работы маслом пишутся так, что приходится долго вглядываться — неужели масло? Излюбленный мотив — какая-нибудь тонущая в сливочно-белесых туманах окраина с церквушкой, редкими деревянными домиками и деревьями, с нацарапанной ручкой или карандашом таинственной женской фигурой на переднем плане. Или это ангел?», — написала Вера Чайковская в статье, посвященной творчеству Евгения Ревякова, в 1999 году.

Посмотреть выставку Евгения Ревякова можно успеть до 6 декабря в Мемориальной квартире Александра Пушкина по адресу: ул. Арбат, 55/32, вход с Денежного переулка, станция метро «Смоленская».

Цитаты о творчестве художника Ревякова

  • Искусствовед Григорий Климовицкий: «Трудно найти художника, более скептически настроенного к себе. Он почти стесняется того, что художник. И присущую ему иронию распространяет прежде всего на себя. Человеческое достоинство Евгения Ревякова проявляется в отсутствии фальши. И именно поэтому он чувствует свою духовную близость с Чеховым».
  • Художник-мультипликатор и режиссер Юрий Норштейн: «Живопись Евгения Ревякова требует уединения и молчания. Она открывается, открывается, все время открывается. Работы меняются под взглядом, в зависимости от твоего состояния. Это очарование появления художественной мысли. Можешь стоять и смотреть долго на одну и ту же работу, вглядываться в этот мир. Это удивительное, невероятное наслаждение — наслаждение искусством».
  • Искусствовед Ольга Яблонская: «В своих работах Ревяков немногословен, но многослоен и многоделен, внимателен к детали, к знаку, к сквозному мотиву. Сквозные мотивы (как и сквозные персонажи) здесь не только путешествуют, как им и положено, из картины в картину, но и проступают сквозь красочный слой, то проявляясь под тонкими лессировками, то пропадая в подкрасочных глубинах, то возникая, то снова теряясь в сложном плетении композиционного рисунка».Итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэрра: «Евгений Ревяков — художник, который обращается к моим самым светлым и сокровенным мыслям».
  • Народная артистка России Елена Камбурова: «Это прекрасное путешествие в очень светлые и очень тонкие миры художника Ревякова. Можно было просто выставить одну картину и долго всматриваться, вчитываться в нее. Потом выставка другой картины… И надо сказать, что когда держишь книгу. Потом, глядя на эти страницы, ты должен еще представлять объем, неоднозначность. И даже ты видишь, как постепенно рождалась эта картина. Один слой, потом другой, ну в обще, вот такая… Это требует действительно не только того дара, которым наградил Господь художника, но и дара тех, кто смотрит. Есть более простое видение, да? А здесь нужно очень сильно всматриваться. Вот. Но зато ты получаешь большой подарок».