В Москве представили выставку работ учеников и последователей художника Кузьмы Петрова-Водкина. В истории русского авангарда он как наставник и преподаватель оставил не менее важный след, чем известные новаторы того времени — Малевич, Филонов, Матюшин. Однако попыток обобщения и осмысления опыта школы Петрова-Водкина до настоящего момента не предпринималось. Московская «Галеев галерея» посвятила этому феномену выставку и двухтомный исследовательский труд.
Новости культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин вошел в историю мирового искусства не только как автор эпохального полотна «Купание красного коня», картин «Смерть комиссара», «Петроградская мадонна», портретов Анны Ахматовой и Владимира Ленина. Более 20 лет — дольше, чем кто-либо другой — Петров-Водкин занимался педагогической деятельностью. Сперва в 1910 году его пригласили руководить известной петербургской художественной школой Елизаветы Званцевой. Затем, уже в 20-е годы, именно его концепцию обучения приняли в качестве официальной программы живописного факультета Академии художеств, в которой Петров-Водкин проработал вплоть до 1932 года. За это время он воспитал несколько сотен прямых и косвенных учеников. Работы более 40 из них сейчас можно увидеть на выставке в Москве.
Петров-Водкин изобрел и сформулировал несколько важных художественных открытий, которые сначала использовал в собственном творчестве, а затем передал ученикам. Автор создал так называемую «науку видеть» — живописную систему, включающую совершенно оригинальный метод преображения пространства и своеобразную цветовую палитру. В самых общих чертах суть идей Петрова-Водкина сводится к тому, что обращаясь к любому жанру — портрету, пейзажу, натюрморту — художник должен выразить сопричастность изображения огромному миру Вселенной. В качестве конкретного способа воплощения данного принципа Петров-Водкин предлагал использовать концепции «трехцветки» и «сферической перспективы».
Например, наставник давал своим ученикам задание написать модель лишь одним цветом – синим, красным или желтым – и далее последовательно сочетать эти цвета друг с другом, не смешивая их. Такие необычные работы художник называл «монохромос». Некоторые из тех картин сохранились в коллекции работ Герасима Эфроса. Больше 10 лет назад одна из них послужили отправной точкой для изучения феномена школы Петрова-Водкина. «Вот эти «одноцветные головы» попались мне на глаза где-то в 2002-2003 годах. Такие монохромные вещи – вызов для художника, сделать портрет одним цветом. И я понял, что не одна из существующих на тот момент школ — Малевича, Филонова, Матюшина — не занималась этой проблематикой, что это отличало только одну школу, которая существовала в то время в Петрограде, это школа Петрова-Водкина», — рассказал корреспонденту ИК организатор выставки, известный коллекционер и издатель Ильдар Галеев.
Ученики Петрова-Водкина, сами впоследствии мастера искусств, не всегда дорожили своими студенческими работами. Потому и произведения тех лет теперь представляют особую ценность. По мнению авторов экспозиции важно было реконструировать историю бытования школы по еще уцелевшим образцам. Для решения поставленной задачи использовались не только художественные, но и документальные объекты. Например, на выставке можно увидеть не известный ранее снимок 1932 года, на котором Кузьма Петров-Водкин изображен вместе с дочерью.
Наравне с оригиналами живописных работ учеников Петрова-Водкина и репродукциями самого учителя, выставленными для сравнения, в экспозиции представлены графика мастера, а также неизвестные фотоснимки, документы, каталоги выставок, организованных еще при жизни художника. Среди особенно редких экспонатов тезисы выступления Павла Филонова в Академии художеств, записанные его рукой. Идеолог аналитического искусства жестко обличал Петрова-Водкина: «Вы и ваша идеология в искусстве, и ваша практика, и ваша педагогика — это полицейский устав в искусстве, а нам в искусстве нужно научно-мыслящих, умеющих доказывать слова работой […] Больше вы не обманете никого».
Ведущие специалисты по русскому искусству ХХ века, искусствоведы Джон Боулт и Николетта Мислер назвали работу, проделанную организатором выставки, поистине археологической. «Я бы сказал, что по силе эта школа равна школе Филонова. Но это совсем разные направления, совсем противоположные тенденции, как видно по тому письму в витрине, где Филонов очень критикует Петрова-Водкина», — отметил Джон Боулт.
Однако несмотря на вражду преподавателей ученики нередко переходили из одной условной школы в другую, предпочитая одного наставника другому. По словам Ильдара Галеева, такова была специфика художественной жизни Петербурга 20-30-х годов.
В книжное издание к выставке «Школа Петрова-Водкина» вошли репродукции почти 500 произведений, изображения которых получены из более чем 20 государственных музеев страны и зарубежья. На страницах двухтомника можно встретить работы из Университета Южной Калифорнии, Нукусского музея, а также российских институций от Петрозаводска до Барнаула. Большая часть произведений была найдена исследователями в небольших провинциальных музеях.
Первый том полностью посвящен искусствоведческим текстам, общей задачей которых можно назвать осмысление феномена Школы Петрова-Водкина. Во втором томе подробно рассказаны истории учеников мастера: Дмитриева, Самохвалова, Чупятова, Соколова, Эвенбах, Эфроса, Порет, Черкесова, Вольштейна, Якобсон, Сафоновой, Ломакиной и многих других. Все биографии распределены по годам выпуска студентов из Академии художеств.
На картинах учеников Петрова-Водкина, выполненных в системе «сферической перспективы», линия горизонта бралась обычно очень высокой и спадающей к боковым краям полотна, создавалось впечатление взгляда с большой высоты на круглящуюся земную поверхность. Падающие или наклонные перспективы, множество осей, вокруг которых строится мир, находящийся в постоянном движении. Студенты Петрова-Водкина создавали композиции с необычными ракурсам и писали натюрморты с «падающими» предметами.
«Мыслите о Земле как о планете и никогда не ошибетесь, ребята», – такими словами Кузьма Петров-Водкин наставлял подопечных во время одного из последних публичных выступлений в Академии художеств. Этой же фразой начинается экспликация к выставке в Москве. «Планета» Петрова-Водкина остается по-прежнему непознанной, но на пути к ее освоению наконец-то сделан первый серьезный шаг.
Выставка продолжит свою работу до 15 апреля 2016 года в «Галеев галерее» по адресу: Москва, Большой Козихинский переулок, 19/6, строение 1.
Фотографии предоставлены пресс-службой «Галеев галереи».