Одушевляющий историческую субстанцию

1

Вадим Воинов, один из лидеров современного искусства Петербурга, создает свои произведения из старых, забытых временем и людьми вещей. Он нарочно не реставрирует выбранные для композиций предметы, ведь пятна, прорывы, обломы, по его мнению, являются «яркими знаками судьбы». Контррельефы по сути, а «по-воиновски» функциоколлажи хранятся в собраниях авторитетных российских и зарубежных музеев. Как стало известно корреспонденту «ИК», в настоящий момент автор работает над новой серией для Музея Органической Культуры в Коломне.

Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Вадим Воинов родился в Ленинграде накануне Великой отечественной войны. Отец его был репрессирован в 1949 году по «ленинградскому делу», поэтому все детство и юность будущий художник провел, как он сам пишет, «в местах не столь отдаленных». Закончил заочную среднюю школу, работал, где придется, однажды ушел в море на рыболовецком судне. Так и провел в матросах несколько лет — побывал в Африке и Америке. Вернувшись на родину, поступил в Ленинградский государственный университет на исторический факультет, правда, диплом защищал уже на кафедре истории искусства.

Более 20 лет Воинов работал в Музее истории Ленинграда/Санкт-Петербурга — писал статьи, читал лекции по истории архитектуры, ходил в археологические экспедиции. По заданию музея собирал по пустым, подготовленным к капитальному ремонту, коммунальным квартирам вещи и предметы интерьера, представляющие культурную ценность. И внезапно, в одной из таких брошенных комнат нашел объекты для своего первого коллажа. Так искусствовед стал художником.

В 1994 году Товарищество художников «Свободная культура», единственная организация, в которой состоит Воинов, предоставила ему возможность организовать авторскую галерею «Мост через Стикс», которая успешно работает до сих пор. За это время сотрудники Русского музея и Музея нонконформистского искусства сменили в пространстве галереи несколько постоянных экспозиций.

Первая персональная выставка Вадима Воинова в России состоялась только в 1998 году, но зато сразу в Русском музее. Экспозицию художника под названием «Исход вещей» продлили на полтора месяца. «И это в год столетнего юбилея музея!», — с восторгом вспоминал сам автор. После такого успеха следующую ретроспективу организовали уже в Эрмитаже в 2005 году. Масштабная выставка произведений Воинова под названием «Государственный Эрмитаж под полной луной» тоже была продлена на месяц и таким образом простояла в Главном штабе почти полгода.

В Москве ретроспективную выставку Воинова «Фабула предмета» открыли в 2011 году, но не в Третьяковской галерее, как это было запланировано изначально, а в Музее современного искусства на Тверском бульваре. Куратор проекта Ирина Карасик в каталоге к выставке отметила, что произведения автора соотносятся с традицией ассамбляжа и техникой редимейда. По ее мнению, в творчестве Воинова два противоположных направления в искусстве пришли к примирению и согласию. Это Русский авангард (а именно супрематизм Малевича и контррельефы Татлина) и Русский реализм. Сам художник подчеркивает, что никогда не стремился соответствовать каким-либо направлениям и жанрам.

Воинов

 

Искусствовед-собиратель, художник-компоновщик Вадим Воинов до недавнего времени в своих работах обращался исключительно к новейшей истории России — в частности родного Петербурга. Дореволюционное, революционное, советское и постсоветское время оживало в работах Воинова при помощи реальных вещей, умело соединенных автором в художественный образ или знак эпохи. Однако с недавних пор в творчестве мастера появилось новое направление — органическое.

К открытию Музея Органической Культуры в Коломне Вадим Воинов подготовил мемориальную композицию, посвященную поэту и художнику Елене Гуро. Связующим звеном между одним большим автором и другим выступила искусствовед, председатель ученого совета Музея Органической Культуры Алла Васильевна Повелихина, которая пригласила Воинова к сотрудничеству с музеем.

Инсталляция «Елена Гуро» состоит из личных вещей художницы — папка с ее инициалами и карандашным портретом Михаила Матюшина на обложке, фотография, камушки с берега Финского залива, спицы-заколки с бирюзой и акварельный рисунок — изображение розы. После этой композиции Вадим Воинов создал для Музея Органической Культуры еще несколько произведений: «Протоархитектура», «Аксиома Гёте», «Люди и знак», «Воздух середины века», «Вавилоны — доисторические циферблаты», «Знак воды в стиле модерн», «Время в ближнем космосе» и другие. Через некоторое время художник решился «не эксклюзивно, а систематически заниматься органическим искусством».

На сегодняшний день за плечами у Вадима Воинова около ста выставок, его работы хранятся в Государственном Эрмитаже, Русском музее, Музее истории Санкт-Петербурга, Третьяковской галерее, в музеях Анны Ахматовой и Федора Михайловича Достоевского, в Центральном выставочном зале «Манеж», Московском музее современного искусства и Музее Органической Культуры в Коломне.

Фрагменты из интервью:

«Будучи решительным недоброжелателем и противником советской власти и по форме того, что я делаю, я пошел с нон-конформистами, познакомился с этими художниками, и стал выставляться на их выставках».

«Когда я начинал, Евгений Федорович Ковтун, тогда он работал в Русском музее научным сотрудником и всю жизнь занимался Русским авангардом. Это все было под замком и в запрете, небезопасно даже для публичных обсуждений. И вот он повел меня в запасник, и я посмотрел все, что там есть. Конечно, это произвело на меня впечатление. Но я ведь тоже искусствовед, и очень хорошо понимал, что это впечатление нужно помнить, но ни в коем случае нельзя его использовать. Потому что самому нужно что-то такое делать. Но какое-то влияние в какой-то период, конечно, это оказывало. А в принципе я считаю себя самостоятельным. Никто на меня так уж не влиял, и так уж я подробно ничего не изучал».

«Я думаю, что срабатывает такая композиционная способность, она у меня есть. Это я очень хорошо знаю, еще когда я служил в музее искусствоведом, мне приходилось делать выставки и в общем-то вращаться в этом материале все время».

«Я беру предметы, они имели назначение, то есть, функцию. Поэтому «функцио-», а «коллаж» — это обобщение, соединение этих функциональных предметов, вот функцио-коллаж и получился».

«Отношение к старому материалу, из которого я делаю коллажи, как к одушевленной исторической субстанции – это самое важное в методе работы с ним. Очевидное для меня сопротивление материала преодолевается только одним действием – переживанием материала».

«Я считаю, что знания бывают излишними. Зачем мне знать, что дом напротив построил академик архитектуры Иванов? Кстати, такое есть. Или Макаров, тоже, рядом стоит. Я почему-то это помню. Ну зачем мне это? Эта память — та же самая энергия, которую можно превратить в творческую. Но что же забивать себе так голову? Потому что это тоже Органика. Чувствуешь, что это мешает. Заполняет ту часть тебя, которая совершенно по-другому использована может быть».

«Я всегда ищу такой ход, которого бы еще не было. Это вот самое важное. Чтобы каждый раз был выдуман велосипед. Если не в одной работе, то хотя бы в серии».

«Органика — это все, кроме нашей изобретательности».

«Человек же очень много чувствует, только он выразить не может и понять не может. Больше даже понять, что происходит. Вот я как все про себя понимаю, так и действую».

Фотографии предоставила пресс-служба Музея Органической Культуры.
Официальный сайт художника vadimvoinov.ru