Открылась выставка «Свобода простых состояний»

16

В Коломне открылась выставка «Свобода простых состояний». Это событие по праву можно назвать беспрецедентным. Опыт сотрудничества коломенских музеев с музеями и выставочными залами мирового уровня пока в новинку. Очень приятно, что, наконец, один из ведущих и значимых в культурной жизни страны музеев обратил свой взор на Коломну. Государственный центр современного искусства при участии коломенского Музея Органической Культуры решил представить на суд жителей и гостей Коломны одно из самых модных и перспективных направлений в изобразительном искусстве – наивное искусство. Сегодня интерес к этому жанру во всём мире обусловлен целым рядом причин:

Во-первых, наивное искусство является ответной реакцией художественно-культурной среды, вызванной неприятием урбанизации жизни, унифицированностью массовой культуры и изощренностью элитарного искусства. В России наивное искусство определяется прочной связью с народным первоисточником, национальной архаикой — древней иконой, лубком, живописными вывесками, народной игрушкой. В этом смысле наив – уникальное средство для обращения внимания не к западным суррогатам и восточным стандартам, но взгляд в глубину собственной культурной традиции.

Во-вторых, по словам одного из кураторов выставки Виталия Пацюкова, «мы сегодня переживаем и свидетельствуем историю не эволюции, а катастроф экологических, техногенных и социальных». Далее он все же замечает, что именно «катастрофа, в свою очередь, аккумулируя нижние слои нашего сознания, возвращает к жизни архаическую культуру, казавшуюся утраченной». Как пример нового экологического сознания в искусстве, культуролог рассматривает новейшую поэзию, параллельное кино, рок-культуру. Прогнозируя «будущие культуры в XXI веке», он связывает её развитие с распространением «целостного реликтового сознания наивов», как истинно нравственного типа мироощущения.

Следующей причиной актуальности обращения к проблемам наива можно назвать дискурсивность точек зрения и фрагментарность исследований в изучении наивного искусства современным искусствоведением. Сегодня основная целевая аудитория, расценивающая наивное искусство как, безусловно, художественное явление — творческая интеллигенция, писатели, журналисты, художники. Именно они выступают как первые ценители и коллекционеры советского наива. Комментируя ситуацию в художественной среде Москвы 1960-х -1970-х годов, Ксения Богемская отмечала, что ещё молодые художники-семидесятники, желая очиститься от всего чуждого, что навязывалось им советской выучкой, искали вдохновения в свободе от всяческих правил в примитиве. Они обращались непосредственно к наивному искусству, открывая для себя, например, Анри Руссо, Нико Пиросманишвили или искусство русских футуристов, некогда уже оценивших примитив.

В этой связи факт актуальности наивного искусства не удивляет. Стандартизации, унификации, глобализации противопоставлено свободное от стереотипов творчество Личностей. В самом деле, сегодня на сборных выставках художников-традиционалистов без подписи на табличке практически невозможно узнать автора произведения. Зачастую все они на одно лицо. Уровень цитирования и подражаний зашкаливает.

Дискуссионность точек зрения на сущность наивного искусства указывает не только на актуальность, но и на активизацию исследований по данной проблеме в последние годы. Это связано с тем, что наивное искусство одно из немногих целостных явлений, которые остались после девальвации самодеятельности и соцреализма.

Вот что сказал на открытии выставки её куратор Виталий Пацюков: В этом проекте мы постарались совместить истинную народную и аристократическую культуру. Здесь встречаются друг с другом проблемы цивилизаций. Цивилизация индустриальная, технократическая с цивилизацией истинно народной, почвенной.  Здесь происходит диалог Новаторства и Традиции. Именно в этом замечательном зале Музея Органической Культуры опыт соединения этих культур достигает наилучших результатов.

Одним из выступавших на открытии выставки стал известный искусствовед, Леонид  Бажанов, арт-директор ГЦСИ: Очень приятно быть здесь: тихо, покойно и – замечательное искусство. Думаю, что мы все должны пытаться сохранить культуру Отечества. Не буду пугать Вас, что культура Отечества — в опасности, но от этого — недалеко.

Суетность любой современной жизни: социальной, политической, нравственной чрезвычайно динамична. Но динамичность в данном случае — не позитивная характеристика. Скорее эта динамика определяет некую дёрганность, бесцельность жизни. Надеюсь, что совместными, не столь уж мощными, усилиями мы найдём возможность помочь художникам и зрителям найти своё место в культурном пространстве Отечества. На сегодняшний день у ГЦСИ уже имеется 7 филиалов по всей стране. Наверное, их будет и больше. Но усилий наших в этом направлении, очевидно, недостаточно. Только в сотрудничестве с другими институциями, другими структурами, с другими человеческими, государственными, общественными, религиозными организациями мы можем чего-то добиться. Все эти современные вихри, которые кружат нам (художникам, организаторам, зрителям) голову нуждаются в нравственных, этических и художественных координатах и направлениях. Давайте попробуем их вместе выстраивать.

Отрадно, что на этой выставке представлены работы двух совершенно разных и замечательных художников. Но в глубинах своего мироощущения, миростроительства и миропостижения они абсолютно сходны – и это видно невооружённым глазом. Я думаю, что здесь, в Коломне, эта выставка найдёт своих внимательных зрителей. Я знаю, что сюда уже отдельно от нас, устроителей, приехали и московские ценители искусства. Полагаю, что многие приедут ещё и это будет полезно и интересно. Это, безусловно, даст духовную, нравственную и эстетическую поддержку в бытовании. Вообще, весь контекст того, что сегодня представляет Музей Органической Культуры, абсолютно уникален. На мой взгляд, это совсем недооцененное явление в культурной жизни страны. Создателям музея: профессионалам, историкам искусства – низкий поклон. Но, конечно, с такой экспонатурой тесновато в таком помещении.

Сергей Резников, художник, участник выставки: Для меня эта выставка стала неожиданностью и, вообще, я много нового о себе узнал. Особенно приятно выступать в тандеме с таким корифеем наивного искусства как Василий Тихонович Романенков. Мне легче говорить о нём, чем о себе. Выставка действительно получилась очень хорошей. Я благодарю и устроителей и инициаторов. Фактически, я не приложил никаких усилий —  настолько всё доброжелательно.

Сергей Тарабаров, коллекционер: Ещё в 1994 году, когда галерея «Дар» впервые представляла Романенкова, представители в РосИзо и Министерстве культуры РФ купили серию из 10 его работ, тут же увеличили цену в пять раз и сказали: «Вы слишком дёшево цените Романенкова!» Мы, понятно, этому очень порадовались, но ещё больше мы порадовались тому, что именно в Министерстве культуры в тот момент так высоко оценили его. Эта выставка получилась очень дискурсивной. Ведётся получение какой-то третьей Истины из Истин Резникова и Романенкова. Резников воспроизводит архитектонику Мира, а Романенков чувствует это. Это постоянное перетекание из разума в чувство. Мы видим, безусловно, жёсткую и в тоже время красивую структуру, где вообще нет ни одной прямой линии. Происходит вычленение из жизни двух очень важных констант нашего мироздания и объединение их в одном пространстве, в котором, вообще, очень хорошо находиться. Поэтому хорошо было бы поселиться в гостинице на пару дней и спокойно приходить сюда вдумчиво и тщательно смотреть эти работы. Я особенно благодарю Музей Органической Культуры за организацию этой выставки. Так бережно и с трепетом представить наследие Романенкова пока не удавалось даже столичным музеям и галереям. По-настоящему европейский уровень! Чего только одни рамы и освещение стоят. Виден профессиональный подход к выставочной деятельности.

Алина Федорович, главный хранитель Государственного Центра Современного Искусства: мы были здесь в самом начале развески и даже не ожидали, что так профессионально и со вкусом можно представить эти замечательные работы зрителю.

Наталья Валерьевна Маркелова, руководитель департамента культуры города Коломна: Это — новое для искусства Коломны. Мы, конечно, больше привыкли к реалистической живописи и на ней воспитаны. Все художники Коломны – это живописцы, которые работают в реалистичной манере. Приятно, что именно Коломна выбрана ГЦСИ центром притяжения современного искусства. Этим событием задана, безусловно, высокая планка. И коломенским художникам, и жителям Коломны, которые интересуются искусством, однозначно, нужно прийти и увидеть это своими глазами.

Владимир Наседкин, художник: Мы впервые в Коломне. Удивительный солнечный и морозный день. Великолепная архитектура, ухоженный город. А тут ещё и на выставку попали. Отличные работы, великолепный замысел организаторов. Такого не то, что в столице, в мире не везде увидишь. Очень интересно! Мы уверены, что благодаря таким мероприятиям возрастет уровень не только Коломны, но и всего русского искусства в целом. Современное русское искусство, наконец, найдёт своё достойное представление не только в Москве, но и таких древних русских городах, как Коломна.

Ну, и в завершение о погоде…

Удивительно, что на столь значимое мероприятие в культурной жизни города не является никто из коломенских СМИ. Разумеется, понятно, что телевизор никто не смотрит, а в газеты давно не заворачивают рыбу (корреспондент «Угла зрения», явившаяся исключением, только подтверждает правило). По меньшей мере, некомпетентность, ну, а по-хорошему, типичный саботаж. Впрочем, это дело тех, кто подобные СМИ финансирует.

При подготовке материала использованы источники:

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/naivnoe-iskusstvo-v-khudozhestvennoi-kulture-altaya-xx-veka#ixzz2nFOg8hkR