Пауль Клее. Первая встреча | Kolomna-Art

Пауль Клее. Первая встреча

6

В Москве в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (это новый отдел Пушкинского музея) проходит выставка художника Пауля Клее, одного из крупнейших представителей европейского авангарда. Столь полная экспозиция работ мастера представлена в нашей стране впервые. Однако российский зритель может считать себя подготовленным к этой встрече с прекрасным, считает один из кураторов выставки Алексей Петухов.

«Русский авангард смотрел на Клее рационально, пытался анализировать его и анализировал вполне успешно. В эпоху Оттепели, напротив, стали воспринимать Пауля Клее как возвышенного романтика, человека из иного потустороннего мира. Гармония между рациональным взглядом Русского авангарда и таким отстраненным отношением к Клее художников Оттепели, на самом деле, и составляет целостную картину Пауля Клее», — рассказал российский куратор выставки. Он также напомнил, что Пауль Клее почти всю жизнь дружил с Василием Кандинским и был знаком с Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной.

Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Выставка «Пауль Клее. Ни дня без линии» включает около 150 произведений автора, расположенных в хронологическом порядке в семи залах галереи. Живопись, рисунок, графика, композиции-гербарии, рукописи, дневники, ручные куклы, созданные художником для домашних спектаклей и даже оригинальные инструменты мастера предоставлены партнерами Пушкинского музея — Фондом Бейлера и Центром Пауля Клее в Швейцарии. Директор центра Петер Фишер убежден, что сам художник бы одобрил выбор пространства для экспозиции его работ в Москве. По словам Фишера, художнику было не все равно, где выставлялись его произведения при жизни, поэтому Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с богатейшей истории — лучший из возможных вариантов.

Пауля Клее нельзя однозначно назвать швейцарским или немецким художником. Он жил на территории Германии до прихода к власти Гитлера, а после, в 1933 году в возрасте 54 лет иммигрировал в Швейцарию и остался там до конца жизни. Выставка в Москве приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией.

Как уже было сказано ранее, выставка в Пушкинском музее построена по хронологическому принципу и состоит из семи частей. В каждой из них сделан акцент на одном аспекте в творчестве Пауля Клее в конкретный период его жизни. Первый зал — «Натуралистические штудии» — посвящен его первым художественным опытам. Там представлены детские и юношеские рисунки Пауля Клее, копии картин швейцарских художников, зарисовки, шаржи, изображения обнаженной натуры и пейзажей. Во второй части выставки раздел «Самоидентификация и самовыражение», в котором показаны поиски художником собственного стиля. В этот период было создано «первое настоящее произведение» (как выразился сам автор). Это серия гравюр «Инвенции». Следующий этап творческой жизни Пауля Клее организаторы назвали «Путь к абстракции». На данном этапе художник познакомился с группой «Синий всадник» и Василием Кандинским, с которым в последствие его связала крепкая дружба. Четвертая часть экспозиции отдана для представления творческого периода Клее времен Баухауза. В течение 10 лет художник преподавал в этой школе теорию формы. За время, проведенное со студентами, он создал около 4 тысяч рукописных листов. Тогда же начал проявляться интерес Пауля Клее к геометрии и конструктивизму.

В следующем зале зрителей ждет еще один аспект многостороннего творчества Пауля Клее, названный как «Поэтика пуантелизма и запечатленная реальность». По мнению организаторов, техника пуантелизма обогатила искусство мастера новыми средствами выражения.

Несмотря на то, что Пауль Клее старался дистанцироваться от политических реалий гитлеровской Германии, в тот период он все-таки создал цикл из 250 рисунков как реакцию на происходящее. На одной из работ, показанных на выставке в Москве, можно узнать и самого лидера немецкой национал-социалистической рабочей партии. Подпись под рисунком «Собутыльник».

Два последних зала экспозиции получили название «Глазами ребенка». По словам Марины Лошак, «Клее был художником жизни. Он оставался до конца жизни ребенком со всей непосредственностью, наивностью и во всем гении ребенка. В конце жизни он приблизился к детскому творчеству во всем высоком смысле этого слова. И он обрел то, что называется точкой с точки зрения понимания художественного смысла, он стал совершенен в своем роде, он достиг смысла».

Незадолго до смерти у Пауля Клее обнаружили редкое аутоиммунное заболевание. Состояние художника постоянно ухудшалось, что сильно ограничивало его работоспособность. Однако только за 3 года Пауль Клее создал свыше 1250 произведений. В названии выставки Пауля Клее в Москве звучит девиз самого мастера — «Ни дня без линии». Даже в последние годы жизни художник не изменял ему и продолжал работать, несмотря на недомогание. В письме своему сыну Феликсу он написал: «Производительность наращивает темпы, я не поспеваю за этими детьми. Они вырываются на свободу…».

Влияние многогранного глубочайшего творчества Пауля Клее на советских и российских художников неоспоримо. Хотя, по мнению Алексея Петухова, избыточная мифологизация образа Клея среди нашего зрителя присутствует и должна, по его мнению, рассеяться благодаря данной выставки. Другой куратор Фабьенн Эггльхёфер призналась, что организаторы поставили перед собой амбициозную задачу показать российской публике всего Пауля Клее, не пропустив ничего. Ведь это первая персональная и столь полная выставка произведений Пауля Клее в нашей стране. (До этого в 1924 году на «Первой всеобщей Германской художественной выставке» в Государственном историческом музее в Москве было показано несколько работ Клее). Швейцарский куратор экспозиции также упомянула, что одновременно Клее делал очень много разносторонних произведений: это и абстракции, и фигуративные работы. «Нельзя про него сказать, что он был сюрреалистом или принадлежал к какому-то одному течению. Очень важно, что для него самую главную роль играл непосредственно процесс. На этой выставке мы хотели показать его многогранность, различные техники, в которых он работал, различные материалы и дать насладиться публике его творчеством в целом», — прокомментировала Фабьенн Эггльхёфер.

Выставка «Пауль Клее. Ни дня без линии» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продлится до 1 марта 2015 года.

Фотографии для публикации предоставлены Отделом по связям с общественностью ГМИИ им. А.С.Пушкина