В «Гараже» проходит выставка художников из Восточной Европы «Грамматика свободы. Пять уроков». Работы из коллекции «Arteast 2000+» привезли в Москву из Любляны, где находится Музей современного искусства с крупнейшим собранием восточноевропейского искусства за последние полвека.
200 работ, созданных с 1960-х годов и до настоящего времени, и 60 авторов из стран бывшего социалистического лагеря — столь широкая панорама предметов современного искусства не из Западной Европы в нашей стране представлена впервые.
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
По мнению директора музея в Любляне и инициатора собрания «Arteast 2000+» Зденки Бадовинац, «любая коллекция — это в первую очередь инструмент для понимания происходящего. И данная коллекция надеется внести свой вклад в понимании того, что такое свобода. И возможно новый ответ удастся найти, благодаря выставке в Москве».
Основанная в 2000-м году (отсюда и название) коллекция «Arteast 2000+» стала первым в мире примером обращения к искусству восточно-европейского региона. Представленных в коллекции авторов объединяет общая социально-политическая проблематика, считают в Любляне. Тоталитарные и диктаторские режимы, изоляция от западного мира, отсутствие гражданской независимости — и единым для всех художников стало понятие свободы, которое и озаглавило выставку в Москве.
Куратор выставки Снежана Кръстева рассказала, что и сама родилась в Болгарии, но ее мама русская, и потому сейчас она живет и работает в России. Возможно, от того «Грамматика свободы» имеет для нее и глубоко личное значение. Куратор заметила, что это не исчерпывающий вариант представления восточноевропейских художников, но довольно хороший обзор искусства, которое родилось из уникальной истории, такой близкой и понятной нашей стране.
Пять уроков свободы — пять разделов выставки, пять художественных методов или способов обрести настоящую, не призрачную независимость. По мнению, организаторов, достаточно пальцев одной руки, чтобы перечислить все существующие варианты. Первый — «тело как инструмент освобождения», второй — «трансформация систем» (подразумевается система искусства), третий — «сила взаимодействия» (путем кооперации между художниками), четвертый — «самоорганизация как форма сопротивления» и пятый — «трудности как объединяющая сила» (это так называемый поиск общих врагов в периоды конфликтов и войн).
Все залы обращены к центру, образуя при этом звезду. Как подчеркнула куратор, это не отсылка к советскому прошлому нашей страны, а скорее попытка вернуть звезде одно из первоначальных значений символа свободы. И в каждом из пяти лучей по одному залу или уроку, выполненному в виде инсталляции, видео с перфоманса, фотографии, коллажа, рисунка, графики или живописного холста.
Одно из самых ярких имен выставки, если не самое яркое, Марина Абрамович. Сербский, можно даже сказать, культовый художник, классик перфоманса и обладательница Золотого льва Венецианской биеннале за работу, посвященную войне на Балканах. Поднимающие острые социальные и политические вопросы ее перфомансы зачастую оказывались опасными для главной героини всех этих представлений, самой Марины Абрамович. Напоминание и реконструкция одного из таких действ под названием «Ритм 0» показано в первом же зале выставки в Москве.
Как поясняют организаторы, в 1960-х и 1970-х годах художники деформировали и дисциплинировали свои тела с целью привлечения внимания к своему репрессивному окружению. Так один из самых известных художников на выставке румынский автор Йон Григореску обнаженный полемизирует с президентом-диктатором Николае Чаушеску. Но не выходя из собственной комнаты, а в качестве инструмента искусства используя только собственное тело, которое оставалось последним островком свободы.
Попытку вырваться из закрытого, удушающего пространства предпринял и хорватский художник Томислав Готовац. Впервые в 1972 году он вышел совершенно обнаженным на улицу Загреба для перфоманса под названия «Загреб, I love you!». Интересен тот факт, что фотографии с этого выхода власти города, изначально публично отрекавшиеся от художника и его наследия, впоследствии использовали для привлечения туристов.
В следующем разделе экспозиции рассказывается о трансформации системы. Дело в том, что критики художников подвергались не только действующие политические режимы, но и модель организации самого искусства, дисбаланс в распределении предоставляемых возможностей художникам из разных частей света. Авторы из Восточной Европы все чаще полемизировали с деятелями искусства из Западной ее части. Так венгр Дьёрдь Галантаи со своей супругой Юлией Кланицай организовали перфоманс на площади Героев в Будапеште. Это был своего рода оммаж Вере Мухиной и ее памятнику «Рабочий и Колхозница». Застывшие в известной позе художник с женой ждали пока их друг, итальянец Гульемо Кавелини распишет белые одежды героев именами известных западных художников.
Третий урок, о котором организаторы выставки решили рассказать посетителям — это важность кооперации. Все работы раздела созданы в результате сотворчества художников из разных стран и институций. Подобно тому, как выставка в Москве объединила собою деятельность двух музее, авторы конца прошлого века находили друг друга и старались взаимодействовать в решении подчас общих проблем.
Рассматривая тему кооперации, самое время вспомнить о том, что в коллекцию в Любляне помещены и работы авторов постсоветского пространства, ныне известных российских художников. В частности, на выставке в Москве, но привезенными из Словении, можно увидеть работы Тимура Новикова, Юрия Альберта, Юрия Аввакумова, Дмитрия Пригова, Олега Кулика, Анатолия Осмоловского, Андрея Монастырского, Ильи и Эмилии Кабаковых. Инсталляция последних выполнена в излюбленном авторами ироническом ключе. В большой белой комнате квадратный стол сервирован одним лишь яблоком, которое может съесть любой из воображаемых участников так называемого банкета. Рядом с пустыми тарелками — инструкция, как достать желанный фрукт с центра стола. Играет музыка Моцарта, а посетителям предлагают 20 способов. Например, обучить собаку, или связать веревку из полотенец, или на крайний случай подождать ангела, чтобы тот помог.
Сотрудничество между «Гаражом» и Музеем современного искусства в Любляне привело к расширению списка русских художников в коллекции «Arteast 2000+». Так, сложившаяся в 90-х годах традиция культурного обмена между Россией и Словенией обретает сегодня новую жизнь в современном контексте.
В четвертом зале художники выбирают критику трудовых отношений как средство борьбы за права. В центре композиции инсталляция Владимира Куприянова под названием «Памяти Пушкина». Лирические строчки великого русского поэта иллюстрируют фотографии женщин, которым в свое время было присвоено звание «Ударник коммунистического труда».
Завершает выставку раздел, посвященный военным конфликтам. Вопросом, как может один человек, будь он даже художником, донести свой голос до широкой общественности и противостоять идеологиям и конфликтам, в том числе вооруженным, задаются авторы данной части «Грамматики свободы». По задумке организаторов, это самый сильный и тяжелый в эмоциональном плане поворот сюжета выставки. И в самом начале этого раздела видео сербской художницы Мелици Томич. Она поворачивается вокруг своей оси и каждый раз произносит: «меня зовут Мелица Томич» на разных языках. После каждого нового иностранного приветствия, на ее теле появляются все новые и новые повреждения и раны.
Несмотря на подробную «Грамматику», представленную в Москве, организаторы выставки подчеркивают: история восточноевропейского искусства еще не написана. И потому так важно то, что продолжает делать Музей современного искусства в Любляне и теперь поддерживает «Гараж».
В продолжении дискуссии, открытой проектом, 21 марта в Москве состоится международная конференция «Где черта между нами?». В ходе тематических сессий, докладов, лекций «участники диалога представят оригинальные способы прочтения и усвоения уроков, которые искусство регулярно преподносит реальному миру и наоборот», считают организаторы. Подробнее о программе конференции и событиях образовательной программы читайте на официальном сайте Музея современного искусства «Гараж».
Выставка продлится до 19 апреля по адресу: Москва, Крымский вал, 9.