В этом году исполнилось 100 лет с момента создания и показа широкой публике самой известной картины эпохи Русского Авангарда. «Черный супрематический квадрат» впервые был продемонстрирован зрителям на легендарной Последней футуристической выставке картин «0, 10», которая открылась 19 декабря 1915 года. Третьяковская галерея, в залах которой выставлено полотно, вот уже почти год отмечает столетие ключевой для XX века картины. Центральным в ряду юбилейных событий стало открытие выставки «Под знаком Малевича», на которой показаны графические работы как самого мастера, так и художников его круга из собрания музея. Более 100 рисунков, литографий, архивных материалов и фотографий из собрания музея. Столь редкие для экспонирования материалы можно будет увидеть до 14 февраля в Москве.
Новости культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Казимир Северинович Малевич – один из самых узнаваемых в мире российских художников. Его живописные работы гораздо более известны, чем графические. И тому есть несколько объяснений. Во-первых, потому что Малевич прославился как живописец и зритель по инерции обращает больше внимания на красочные полотна, посещая выставки его произведений. Во-вторых любую графику реже выставляют из-за особых условий экспонирования. По правилам музейного хранения рисунки не могут постоянно демонстрироваться в залах. Для лучшей сохранности они должны находится в папках и подолгу «отдыхать» от света.
По этим причинам нынешняя выставка профессионалами была воспринята с восторгом. К примеру, российский искусствовед, один из двух авторов трехтомника «Энциклопедия Русского Авангарда» Андрей Сарабьянов признался корреспонденту ИК, что некоторые рисунки он увидел впервые. «Графику вообще очень трудно показывать, потому что у нее есть ограниченное время экспозиции. Поэтому, то, что здесь сегодня собрано, это очень ценно. Я считаю, что это большое достижение Третьяковской галереи. Хотя сама выставка маленькая, камерная. Но при этом очень важная», — рассказал искусствовед.
Куратор выставки — специалист по Русскому Авангарду, искусствовед с мировым именем Татьяна Горячева. Ее новая монография «Казимир Малевич и его школа. Графика из собрания Третьяковской галереи» предшествовала появлению выставки. По утверждению ученого, Казимир Малевич не считал себя художником-графиком и не увлекался графикой как отдельным видом искусства. Рисунок исполнял вспомогательную функцию эскиза, заготовки для живописных произведений.
Тем не менее, работа на бумаге составляла весьма существенную область творчества Малевича. Беглые наброски спонтанно родившегося художественного замысла были для художника естественной и неотъемлемой частью творческого процесса. Он постоянно рисовал в блокнотах, тетрадках, на маленьких листочках. Это были своего рода записные книжки, которые он по всей видимости, не собирался показывать публике.
«Что такое творческий процесс, как художник приходит к той или иной идеи, и вот эту живую пульсацию процесса может дать знакомство с графикой. Кроме всего прочего какие-то качества проявляются в графике, но скрыты в живописи», — прокомментировала появление экспозиции заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
Архитектурное построение выставки напоминает пространственную реконструкцию супрематических форм. К примеру, для того, чтобы рассмотреть рисунки Малевича необходимо встать на красный круг в центре первого зала. Это фигура, которую художник часто использовал в своих работах. Содержательно выставка разделена на три части. В одной — графика Малевича, в двух других — произведения художников из объединений «Супремус» и «Уновис».
Художественное общество «Супремус» Казимир Малевич создал в 1916 году. Как утверждают организаторы, для того, чтобы зафиксировать свое положение лидера беспредметности. В него вошли художники Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Иван Клюн, Вера Пестель, Любовь Попова и другие. Для некоторых из них супрематизм оказался больше импульсом к поискам индивидуального пути, чем прямым руководством к действию, считает Татьяна Горячева. Амбициозные планы общества обсуждались вплоть до весны 1917 года, однако так и не были реализованы.
Вторую попытку создать «настоящую партию супрематизма» Малевич предпринял в 1919 году, когда был приглашен преподавать в Витебскую народную художественную школу. Среди его преданных студентов была учреждена группа «Уновис» — «Утвердители нового искусства». В нее вошли Эль Лисицкий, взявший на себя разработку концепции объемного супрематизма и в дальнейшем ставший заметным теоретиком нового искусства, Николай Суетин и Илья Чашник, ближайшие соратники Малевича и его талантливые последователи, а также Вера Ермолаева, Нина Коган и другие. «Уновис» просуществовал примерно 3 года, до лета 1922, когда Малевич с некоторыми учениками переехал в Петроград, где возглавил Музей художественной культуры, а затем и Государственный институт художественной культуры (сокращенно Гинхук).
«Когда в 1916 году вокруг Малевича образовалось общество «Супремус», в него входили молодые художники, они были еще молодые, но уже состоявшиеся художники, которые искали просто каких-то новых путей в беспредметности и вообще каких-то для себя новых выходов. Они использовали супрематизм, то есть, не стали ему неукоснительно следовать, а использовали какие-то его отдельные принципы. А когда Малевич попал в Витебск, то вокруг него оказались совсем юные ученики, которых он заразил своим энтузиазмом, покорил своей харизмой. Они воспринимали его как такого супрематического мессию. Вот они как раз и стали его совершенно фанатичными последователями. И супрематизм «уновисцев» — больше супрематизм, то есть, он больше соответствует «малевичевской» концепции», — пояснила Татьяна Горячева.
Как известно, спустя время сам мастер обратился к новому направлению в искусстве, которое теперь исследователи называют пост-супрематизм. И в этой новой сфере у Малевича тоже появились последователи. К примеру, Суетин последовал за ним, затем появились новые ученики: Лепорская, Рождественский. Их работы теперь тоже выставляются «Под знаком Малевича».
Выставка графики Малевича и его последователей стала центральным событием юбилейного для «Черного квадрата» года. За прошедшие месяцы Третьяковская галерея организовала несколько знаковых проектов: спецпроект «Ночь в квадрате», серию образовательных ток-шок «Беседы о “Черном квадрате”», запуск мобильного приложения «Прогулка по Москве Казимира Малевича», цикл лекций «Казимир Малевич: три возраста художника». И совсем недавно представила результаты многолетнего технологического исследования Черного квадрата, которые вошли в новое издание из серии «История одного шедевра» за авторством искусствоведа Ирины Вакар.
Выставка «Под знаком Малевича» будет открыта до 14 февраля 2016 года по адресу: Москва, Крымский Вал, 10, залы 21 и 22.
Фотографии предоставлены Пресс-службой Третьяковской галереи.