В поле зрения — московский концептуализм

Сергей Волков. Стереоскопия в живописи невозможна. Триптих. (1988)

В Фонде культуры «Екатерина» открылась выставка «В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986-1992». Специальный проект 6-й Московской биеннале современного искусства продолжает традицию исследования русского неофициального искусства второй половины ХХ cтолетия. В поле зрения организаторов выставки попал совершенно определенный период — буквально 7 лет, за которые в московской концептуальной школе произошли значительные изменения. В те годы в России практически отсутствовали художественные институции, которые бы представляли актуальное искусство. Совсем не было галерей, фондов, периодических изданий, посвященных поддержке и изучению творчества неофициальных авторов. И как раз в этот «геройский период», как его назвали организаторы выставки, начали зарождаться первые ростки того, что теперь мы называем современным российским искусством.

Как признались организаторы, первая дата в названии выставки ожидаемо связана с ХХVII Съездом КПСС, на котором был объявлен курс на «гласность» и «Перестройку». Но не только это событие привлекло внимание исследователей. В декабре того же года прошла 17-я Молодежная выставка МОСХа, на которую в качестве социологического эксперимента решено было допустить и неофициальных художников, которые не являлись членами Союза. «Когда мы смотрели цифры посещаемости, то поняли, что она была совершенно фантастической. Около 5 тысяч посетителей в день было на 17-й молодежной выставке. Ее даже закрыли раньше, потому что зал не справлялся с потоком желающих», — рассказала куратор выставки Александра Данилова.

Она отметила, что концептуальная школа в то время значительно расширила свои границы — появились новые художники, молодые и дерзкие. У входа на выставку «В поле зрения» можно увидеть большое коллективное фото в стилистике школьных снимков под заглавием «Ребята с нашего двора». На месте педагогического состава — старшие товарищи начинающих авторов тех лет, художники Илья Кабаков, Эрик Булатов, Всеволод Некрасов и другие. Среди «учеников» совсем юные концептуалисты и кураторы: Виктор Мизиано, Иосиф Бакштейн, Андрей Ерофеев, Герман Виноградов, Ольга Чернышева, Павел Пепперштейн, Ирина Нахова и другие участники арт-событий тех лет, которые теперь уважаемые персоны с мировым именем.

Выставка как одно большое воспоминание, то наносит крупные размашистые мазки, то прорисовывает отдельные детали. Экспозиция состоит из четырех разделов. Первый – археологический – отсылает к образу мастерских художников, напоминает легендарные арт-сквоты Фурманного переулка и Чистопрудного бульвара. Здесь представлены произведения тех лет, созданные художниками Юрием Альбертом, группой «Перцы», Константином Звездочётовым, Игорем Макаревичем, Сергеем и Владимиром Мироненко и другими. Многие работы показаны впервые за прошедшее с тех пор время. Раздел сопровождает цветное панорамное фото, на котором рукой Сергея Мироненко подписаны авторы произведений.

В Мемориальном зале экспозиции предлагают вспомнить наиболее заметные художественные явления и события тех лет. Всего 19 памятных досок с гравировкой названий и дат существования отдельных квартирных институций или выставок. Например, среди них такие известные события как выставка-акция в Сандуновских банях, «Шизокитай», выставка объединения «Эрмитаж» «Ретроспекция», «Эстетические опыты», «Гуманитарная помощь. Посылки для Германии», выставки Клуба авангардистов (КЛАВА) и другие события, которые участники художественного процесса тех лет отметили как важнейшие. Зал с мемориальными табличками выполнен в стилистике советского времени, напоминая о том, в какой обстановке жил и творил московский художественный андеграунд.

В следующем зале показывают видео-ролики по мотивам описанных событий. Правда, по больше части это личные и домашние события, ведь профессиональных съемок того времени почти не осталось. Так называемое home-video, которое было особенно популярно в 90-е годы составило основу инсталляции.

В разделе «Библиотека» собраны фотографии, публикации в прессе, каталоги. «Эта выставка тоже в духе времени. Может быть вот эта вседозволенность конца 80-х нам передалась, поэтому мы позволяли здесь себе некоторые почти хулиганские выходки. Например, мы позволяли себе сочинять статьи в стилистике того времени», — призналась Александра Данилова. Придуманные статьи можно прочитать в стенгазете, которая украшает зал «Библиотеки».

Над фото-архивом к данному проекту работала Лариса Кашук, авторитетный искусствовед, известный куратор выставок. Она рассказала нашему корреспонденту, что фото-архивные материалы включают работы множества авторов — фотографов, художников, кураторов. Среди них Юрий Альберт, Игорь Макаревич, Георгий Кизевальтер, Сергей Борисов, Лев Мелихов, Сергей Румянцев, Павел Киселев, Александр Забрин, Андрей Безукладников и другие.

Авторы идеи проекта — Елена Куприна-Ляхович совместно с Александрой Даниловой. Выставка продолжает традицию, заложенную проектом «Поле действия» 2010 года. Тогда интерес кураторов привлек период 70-80-х годов. Затем состоялась выставка «Реконструкция» (куратор — Елена Селина) о последнем десятилетии ХХ века. Теперь «В поле зрения» — переходный «геройский» период. При этом организаторы не претендуют на законченность описания происходивших процессов и приглашают посетителей поучаствовать в составлении более полной картины. У входа в выставочный зал зрителей встречает большая графитная доска, на которой мелом по годам перечислены проводившиеся тогда выставки. Любой желающий может дополнить список мероприятием, которое, по его мнению, было упущено.

По словам Ларисы Кашук, такие проекты важны еще и тем, что рассказывают о среде, в которой рос и развивался художник, вспоминают о персонажах на первых взгляд незначительных. «Художник, он же не только в картинах, он личность. Вот есть серия ЖЗЛ (жизнь замечательных людей), но не только замечательные, а даже и средние люди участвуют в становлении художественного процесса. Они вносят свою лепту. И без них бы чего-то там не было. Поэтому когда все эти материалы сохраняются, мы действительно получаем художественный образ того времени, той эпохи. Это очень важный материал».

Выставка «В поле зрения» будет работать до 13 декабря по адресу: улица Кузнецкий мост, дом 21/5, подъезд 8, вход с улицы Большая Лубянка. Вывеска — Фонд «Екатерина». Подробности на официальном сайте.