В Коломне появились «Рыцари служения делу искусства»

На открытии выставки. ©А.Джус

В честь своего пятилетия Музей Органической Культуры представил многочастный выставочный проект. Открытие новой галереи и нового музея, представление трех экспозиций, одной инсталляций и четырех недавно напечатанных изданий. По замыслу организаторов, зрители пройдут из одного зала в другой, через музейный дворик и композиции на открытом воздухе, по заранее намеченному маршруту. Все события арт-директор музея Ирина Аликина объединила в общую смысловую нить под названием «Рыцари служения делу искусства».
Новости культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

На открытии большого выставочного проекта в рыцари посвятили главных виновников торжества — художников Дмитрия Ракитина и Андрея Красулина, а также основателя Музея Органической Культуры, искусствоведа высокого класса Аллу Повелихину. Затем всех гостей пригласили осмотреться в новом доме Музея традиции, созданном на базе МОК. В первой части пространства теперь находится галерея «Dima» с постоянной экспозицией, во второй — выставка «Художники, наивно увидевшие окружающий мир».

Галерея «Dima» названа так лаконично, именем собственным, вслед за манерой художника Дмитрия Васильевича Ракитина подписывать свои работы. Просто «Dima». Он родился в 1961 году в Москве в семье известных искусствоведов Василия и Елены Ракитиных. Василий Ракитин, искусствовед, исследователь и куратор русского авангарда, совместно со знаменитым искусствоведом Андреем Сарабьяновым  подготовил четырехтомник «Энциклопедия русского авангарда». Дмитрий Ракитин с ранних лет проявил тягу к творчеству и особый душевный строй — Дима очень внимательно и избирательно относится к людям. Оставаясь общительным, одновременно предпочитал закрываться и отгораживаться от окружающих. Художественное дарование ребенка не сразу стало очевидно его родителям-профессионалам. Внести ясность пришлось другу семьи Вере Зайцевой: «Искусствоведы, вы что, не видите? У вас же сын — художник!». Ракитины посмотрели, увидели и стали организовывать первые квартирные выставки юного живописца. Как смешивать краски Диме подсказал авангардист Эдуард Штейнберг, на этом профессиональное обучение будущего художника и закончилось. После 1985 года Дима с родителями жил в Германии, последние несколько лет в Париже. Но по мнению искусствоведа Анаид Оганесян, как художник Дмитрий Ракитин сформировался именно в России: «У него, как у певцов, знаете, бывает абсолютный слух, а у него абсолютное чувство композиции и чувство цвета. Я например, профессиональный искусствовед, но никак не могу понять, как ему удается взять и положить две краски, которые рядом быть не могут, а у него это получается очень естественно. Вот мне кажется, что он многое писал, имея ввиду те впечатления, которые появились благодаря путешествиям по России».

 

С годами Дима стал большим художником, но остался Димой. Его работы хранятся во многих престижных коллекциях — в Русском музее, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, в музеях Архангельска, Ново-Иерусалима, Твери, Тулы, Ярославля, а теперь и у нас в Коломне. В уютном отреставрированном домике в центре Кремля, где расположилась галерея «Dima», показаны как совсем ранние работы художника, так и произведения, созданные в 2015 году. Живопись, пастель, рисунок, каталоги его работ, плетенная мебель и шторы на окнах. Как отметили многие гости музея: теперь у произведений Димы появился настоящий дом.

Прощаясь с работами Димы, посетители переходят на выставку «Художники, наивно увидевшие мир». В одном зале собраны произведения самых известных авторов. В названии экспозиции заложен глубокий смысл — за отсутствием профессиональных навыков скрывается глубина философского восприятия мира и мудрость веков, доступная лишь наивному детскому взору. Как писала Елена Гуро в своем произведении «Бедный рыцарь»:«Я верю больше глазам удивленным и восхищенным. Дети никогда не забывают о том, что красиво. Горе тем, кто забывает о красоте — он близок тогда к жестокости».

«Художники, наивно увидевшие мир» — это чудо любви к тому, что они пишут, любви, не омраченной понятиями о технике, искусственных условностях, не отягощенной многовековым грузом традиций. Их картина мира по-настоящему и по- хорошему проста, а их служение искусству часто является продолжением служения ближнему своему.

Покидая зал с произведениями наивных художников, посетитель оказывается во внутреннем дворике Музея Органической Культуры и буквально натыкается на высокий, стремящийся в небо, барак, сколоченный из неотесанных досок и стекла. Внутри инсталляции-монумента прозрачные короба со скульптурами Андрея Красулина — бронзовые фигурки уходят в песок или наоборот появляются из песка времени. «Бронза о Мандельштаме» — так названа выставка работ, которые появились после участия автора в конкурсе на создание памятника Осипу Мандельштаму, самому космическому поэту ХХ века, настоящему рыцарю поэтического слова. Конкурс выигран не был, а более полусотни пластических объектов — откликов на стихи поэта — остались. И только в Коломне смогли найти свой приют.

Преодолевая «Барак» Красулина зритель попадет под купол Музея Органической Культуры — на стенах «Восьмистишия» Осипа Мандельштама, на экране сам художник читает вслух стихи. И его ровный глубокий голос наполняет предчувствием драмы все пространство музея. Вспоминая о трагической судьбе одного из лучших поэтов прошлого столетия (Мандельштам умер от тифа в пересыльном лагере) очень сложно удержать слезы. На гостей музея композиция произвела сильнейшее впечатление. «Да, правда, я плакала! Конечно! Это потрясающе на самом деле… Понимаете, не так часто у нас в жизни происходит такое — такой удар по глазам, по сердцу от искусства. И вот это ощущение, когда ты говоришь «да!..» и счастлив, что тебе в этой жизни удалось это увидеть, тебе это показали. Как показали там гору очень красивую, водопад — много чего в жизни уже было увидено. Вот это вот такого рода событие. У меня сегодня такое ощущение, что я встретилась с какой-то важной точкой, я до нее дожила. Мы живы, а мне вот это показали. И в общем, это невероятно здорово», — поделилась впечатлениями супруга художника, писатель Людмила Улицкая.

 

После осмотра всех залов Музея Органической Культуры на улице Казакова посетителей пригласили в Брусенский переулок. Там в двухэтажном здании по соседству с Брусенским монастырем,находится современная галерея, в которой разместилась ретроспективная выставка работ Андрея Красулина «Боковое зрение». В нескольких выставочных залах собрано около 120 работ, в числе которых живопись, графика и скульптура признанного мастера. Есть здесь, и легендарные табуреты, и «разноцветные доски», и синодики, и совсем новые пространственные композиции. Это вторая за последнее время столь крупная выставка художника, чьи работы в большом количестве хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, частных и государственных собраниях России, Германии и Швейцарии. Предыдущая состоялась в декабре прошлого года в Музее архитектуры имени Щусева и была приурочена к 80-летию автора. После той выставки началось сотрудничество скульптора с МОК — теперь его работы представлены в постоянной экспозиции музея. «Матюшин для меня некоторая нить судьбы, некоторая связь. Хотя я совершенно не нуждаюсь в теоретических рассуждениях, а он был теоретик. Ну так может быть я восполняю… Он него же осталось очень мало работ», — признался Андрей Красулин.

На открытии нового проекта Музея Органической Культуры «Рыцари служения делу искусства» собралось много известных искусствоведов, художников, скульпторов, архитекторов, фотографов, кураторов выставок. Среди постоянных участников встреч и бесед об Органике в Коломне искусствоведы Виталий Пацюков, Олег Генисаретский, Ирина Стерлигова, Елена и Василий Ракитины, художники Вячеслав Колейчук, Франциско Инфанте, Ирина Затуловская, Татьяна Ян и многие другие. В числе новых посетителей музея оказался и знаменитый искусствовед Андрей Сарабьянов. — «Я слышал о Музее Органической Культуры, и вот сегодня первый раз в жизни сюда попал. Честно говоря, я просто потрясен тем, как это все сделано. Как это прекрасно, умело, профессионально, изыскано, тонко. Слов много можно прекрасных еще произнести, а потому что люди, которые делали этот музей (и прежде всего Алла Васильевна), это люди, которые всю жизнь отдали авангарду, матюшинской школе, Органике, и это достойное завершение огромного этапа их жизни. Я ужасно рад, что этот музей существует. Я считаю, что это музей уровня абсолютно европейского. И то, что он в Коломне, это наверное, одна из главных достопримечательностей этого города теперь. И то, что в этих стенах выбраны именно эти художники, которых мы сегодня открываем, это тоже очень тонко и здорово. Потому что, и Димочка, и Андрей Красулин — это мастера какого-то высшего класса», — рассказал эксперт.

В завершении выставочного дня в Музее Органической Культуры по традиции состоялась Беседа об Органики, в рамках которой представили новые издания музея. В нынешнем году это каталог к выставке «Музыка цвета Татьяны Глебовой», которая состоялась в Коломне весной, ежегодный сборник выступлений «Возврат к природе 0/3» и повесть художника и поэтессы Елены Гуро «Бедный рыцарь» в печатном и аудио-формате. Текст произведения, записанный на СD, читает актриса театра и кино Алла Демидова.

Повесть Елены Гуро — художественный и поэтизированный манифест современного «служения», квинтэссенция проекта «Рыцари служения делу искусства». Сама Елена Гуро была рыцарем глубинного постижения сущности мира, как ее называют: «радостной в ясновидениях своих интуитивисткой». «Бедный рыцарь» — это Идеал рыцарства, готовность отдать жизнь за ближнего своего, спасти и спастись любовью и созиданием, не выпуская из рук то самое знамя мечты, о котором писала Елена Гуро: Слово рождается, действует и сотрясает!

Ты возвести несказанное,

Чего мы не понимаем.

Пусть прозвучит и рассеет дым!

Кураторы представленных выставок —

Андрей Красулин, Ирина Аликина, Елена и Василий Ракитины…

Фото любезно предоставлены Александром Джусом.