Великая «забытая» война

Император Николай II и Верховный Главнокомандующий Русской армией и флотом великий князь Николай Николаевич. Осень 1914 г. Барановичи

В Новом Манеже в Москве открылась выставка, посвященная 100-летию с момента начала Первой мировой войны. Вместо стандартной музейной экспозиции авторам удалось подготовить настоящий спектакль с продуманной драматургией, декорациями и действующими лицами. Главные роли, ожидаемо, достались императору Николаю II и членам царской семьи.

Редкие архивные кадры, дневниковые записи цесаревича Алексея прямо из Ставки Главнокомандующего, приказы императора, прошения министров и полководцев, телеграммы накануне войны, цитаты сторонних наблюдателей тех событий — все экспонаты как детали драматического произведения стройно складываются, образуя четыре сюжетных линии в четырех выставочных залах: мир, тыл, фронт, штаб.

 
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
 

Как выразился один из архитекторов проекта Евгений Асс «сложно изображать любовь к родине, а тыл изобразить можно». И действительно, пространство Мира расходится на две лирические темы — дом и госпиталь. В доме — окрашенный дощатый пол, на стенах фотографии и картины российских художников начала XX века, играет музыка, словно из патефона…

Далее — тыл: зал перегораживают простыни, напоминающие госпиталь, заочный спор из цитат полководца Антона Ивановича Деникина и императрицы Александры Федоровны о роли женщины на войне, фотографии из лазаретов, в том числе и из мертвецкой. «Прежде всего здесь рассказ о войне, мы хотели рассказать правдиво эту историю, настолько, насколько это возможно», — настаивает архитектор выставки Евгений Асс. Этим проектом он занимался вместе со своими родственниками архитекторами — Кириллом Ассом и Надеждой Кобут. «Понимаете, выставки про Вторую мировую войну достаточно пафосные, героические и до известной степени лживые, потому что со Второй мировой связано очень много личного, еще нет дистанции, еще живы участники, ветераны, и у них есть какие-то свои представления об этом. Здесь же совершенно другая история, здесь мы говорим собственно о войне. По крайней мере, не было никакой предварительной идеологической конструкции, которая бы заставляла нас подлаживаться под какие-то особые требования», — рассказал нашему корреспонденту Евгений Асс.

Складывается впечатление, что на выставке нет случайных или проходных экспонатов. Неприметные издалека обрывки бумаги при ближайшем рассмотрении оказываются документами государственной важности, повлиявшими на ход истории. Вот телеграмма с угрозой войны германского императора Вильгельма Второго своему кузену, российскому императору, датированная 1 августа 1914 года. На обратной стороне бланка рукою Николая II написано: «получена после объявления войны».

Мирную жизнь и военные действия на выставке разделяет небольшой переход, попадая в который, зритель мгновенно оказывается на поле боя. Звуковые и визуальные эффекты, иллюзорный окоп и взрыв при помощи видеопроекции позволяют каждому вошедшему в музей прямо с порога «взглянуть в глаза войны».

Андрей Артизов, руководитель Федерального архивного агентства (одного из организаторов выставки), этот тонкий  переход от мира к войне заметил в другом: «здесь есть фильмы, которые показывают, что из себя представляла жизнь в Берлине, в Лондоне, в Париже летом 1914-го года. Смотришь эти хроникальные кадры и думаешь: «а люди живут и не знают, что война уже стоит на пороге их дома». И вот эта грань между миром и войной чрезвычайно легко может быть пройдена».

Действительно, особое впечатление на зрителя производят кадры кинохроники начала прошлого века. Режиссером Еленой Якович подготовлено 15 коротких документальных фильмов о событиях той поры: предвоенные встречи монархов, экскурсии на промышленные предприятия, работа крестьян в поле, и следом «Убийство в Сараево», военная хроника, «Милосердие и благотворительность» уже в годы войны.

По замыслу организаторов в момент кульминации выставочного действия зритель попадает практически «под обстрел» в зале Фронт, и это не шумовой эффект. Весь пол центрального пространства выстлан металлическими пластинами, наступая на которые посетитель сам и создает эффект присутствия на передовой.

В построенном в центре зала Фронт как будто бы в натуральную величину доме, где располагалась Ставка, можно найти редкие фотографии, дневники, записки и прощальный приказ по армии Верховного Главнокомандующего Николая II от 8 марта 1917 года. Последний российский император, который к тому времени уже отказался от престола, карандашом написал призыв «любимым мною войскам продолжать выполнять свой воинский долг и защищать родную Россию». Как рассказала нам один из кураторов выставки Ольга Барковец, авторы экспозиции не могли оставить без внимания и то, что произошло с семьей императора после. Среди уникальных экспонатов — фрагмент обоев из Ипатьевского дома (где была расстреляна царская семья) с цитатой из поэмы Гейне «в эту ночь Валтасар был убит своими слугами».

Как утверждают организаторы выставки, вниманию зрителей представлено около 500 подлинных предметов из российских и зарубежных архивов и музеев. Спустя 100 лет Россия, Украина, Белоруссия, Сербия, Великобритания и Германия объединили профессиональные силы для того, чтобы рассказать «правдивую историю войны», с которой начался «настоящий, не календарный XX век».

Сергей Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации, научный руководитель и (как было сказано на открытии) мотор проекта напомнил собравшимся цитату Анны Андреевны Ахматовой: ««А по набережной легендарной Приближался не календарный — Настоящий Двадцатый век». Действительно, мировая война открыла XX век. И как справедливо сказано, уроки этой войны до сих пор еще не вполне усвоены человечеством, если человечество вообще способно усваивать уроки. И хорошо, что мы сделали этот небольшой вклад в возвращение забытой войны. Сейчас много выставок, много фильмов документальных, которые возвращают нам забытую историю, но историю забывать нельзя».

Справедливости ради стоит отметить, что не абсолютно все документы на выставке подлинные. Есть сканированные копии, которые составляют содержание 20 интерактивных панелей для более детального изучения вопроса. Однако помимо «мультимедийных документов» в витринах выставки есть еще одна копия, оригинала которой не оказалось в российских архивах. Брест-Литовский мирный договор, закрепивший так называемый «позорный мир», представлен в электронном формате.

Но экспозиция была бы не полной без произведений искусства, которые выражают художественную рефлексию того времени, считает генеральный директор РОСИЗО, руководитель выставочного проекта Зельфира Трегулова: «Мы понимали, что нельзя перегрузить выставку живописью. Но при этом прекрасно понимали, что вот язык точный документов, фотографий и точный подбор мультимедиа, но должна быть и рефлексия. Рефлексия художественная, уже тогда осмыслявшая эти события очень серьезно и очень глубоко. Мы постарались получить на эту выставку самые главные произведения, которые были созданы, и в России, и, по возможности, в Европе за эти годы. Поэтому здесь «Германская война» Павла Филонова,  «На линии огня» Петрова-Водкина, эта картина была неизвестна, потому что она никогда нигде не воспроизводилась и не показывалась. И конечно, я считаю, простите, личным достижением то, что мы получили на выставку «Санитарный поезд» Джино Северини, одно из лучших произведений европейского футуризма, пожалуй, лучшую картину Северини».

Среди художественных произведений российских авторов также на выставке представлены: «Архангел Михаил» Виктора Васнецова,  композиция «1914» Александра Шевченко, «Мистические образы войны» Наталии Гончаровой, «Вселенская война» Алексея Крученых и Ольги Розановой. Все они размещены в пространстве Мира, отражая предчувствие катастрофы. Картины зарубежных живописцев: «Кратеры» Ричарда Карлайна, «Восход» Пола Нэша и упомянутый «Санитарный поезд» Северини — в зале напротив, как осознание последствий и трагедии войны.

Помимо кураторов и архитекторов у выставки-спектакля «Взгляни в глаза войны» есть и режиссер, которым выступил Павел Лунгин. В интервью новостному порталу Газета.ру он рассказал, что вспоминать о Первой мировой войне необходимо для того, чтобы понимать, что сегодня происходит с Россией и Европой.

Выставка «Взгляни в глаза войны» проходит в зале «Новый Манеж» по адресу: Георгиевский переулок, дом 3/3 со вторника по воскресенье с 12.00 и до 21.00. Понедельник — выходной. Посетить экспозицию можно до 28 сентября.

Дополнительной опцией для посетителей выставки станет возможность отсканировать и разместить на сайте проекта «Народный архив Первой мировой войны» фотографии и документы из семейного архива. «Как мне кажется, это придает дополнительную грань данной выставке, потому что связывает ее с теми людьми, которые и сегодня хранят документы времен Первой мировой у себя дома, которые пронесли их сквозь непростые года и для которых это действительно важно», — заметил консультант Российского Военно-исторического общества Арсен Мелитонян.

Фотографии предоставлены пресс-службой РОСИЗО.