Только за первую неделю показа экспозиции к 150-летию художника Валентина Серова Третьяковскую галерею посетило 25 тысяч человек, говорится в сообщении ТАСС. В связи с таким наплывом зрителей, в музее решили продлить время посещения выставки в воскресенье до 21.00.
Новости культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM
Валентин Александрович Серов, один из самых любимых и знакомых каждому с детства художников, представлен на монографической выставке в Москве во всей красе. Три этажа здания Третьяковской галереи на Крымском валу отданы под работы великого мастера — более 250 живописных и графических произведений из 25 российских и 4 зарубежных музеев. Среди представленных собраний на первом месте, безусловно, стоит Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Затем следуют Национальная галерея Армении, Художественный музей Белоруссии, Музей Орсе в Париже, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии в Копенгагене и другие государственные и частные коллекции.
Валентину Серову выпало жить на переломе XIX и XX веков. Возможно, этим обусловлена такая стремительная эволюция живописца — всего за два десятилетия он синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров и новаторство современных ему художников, предвосхитив развитие стиля модерн и появление авангарда в России.
Эмблемой выставки стало знаменитое полотно «Девочка с песиками», портрет Веры Саввишной Мамонтовой, написанный в 1887 году, когда начинающему автору было всего 22 года. В послании к своей невесте он восклицал тогда: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадное и буду писать только отрадное». Молодой живописец даже не подозревал, что это желание писать «отрадное» станет творческим стремлением целого поколения художников, а его произведениям принесет бессмертие.
Как рассказала куратор выставки Ольга Атрощенко, художник никогда не останавливался на достигнутом. Уже после того, как Серов получил первое признание за свои пленэрные портреты, он достаточно резко сменил направление в живописи и обратился к психологическому жанру. Теперь ему становится интересен характер персонажа, его чувства, манеры, привычки. Зачастую портретист Серов подмечает в своих моделях то, что им хотелось бы скрыть. Про портрет купца Ивана Морозова даже говорили, что по нему можно писать биографию человека. То есть, речь шла уже не только о внешнем сходстве и точности отражения характера. При этом художник никогда не тиражировал найденные композиционные решения и приемы — каждый исполненный им портрет уникален.
Как любят отмечать искусствоведы, Валентин Серов создал галерею образов и характеров своего времени — с его картин на посетителей выставки глядят персонажи ушедшей эпохи — царственные и аристократические особы, известные артисты, музыканты, художники, промышленники, купцы. Но с какими бы высокими чинами не приходилось работать живописцу, он всегда оставался верен себе — был неуступчив, обидчив, требователен. Неслучайно по одной из версий Серов не окончил портрет Максима Горького из-за обиды, нанесенной ему человеком, сравнившим писателя с дьячком. Такое в творческой биографии творца случалось не раз. Когда художник работал над изображением императора Александра III императрица Александра Федоровна Романова сделала ему замечание по картине, которое попросила исправить. Валентин Серов отдал ей палитру, кисти, краски и сказал: «пишите сами». И больше в императорском доме не работал.
Монографическая выставка Валентина Серова позволила организаторам представить и графику художника в максимально полном объеме. Ведь из-за хрупкости материала рисунки автора экспонируются гораздо реже, чем живописные полотна. На этот раз Серов-рисовальщик показан в самых разных жанрах и техниках — акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. В выборе манеры письма художник следовал за самой натурой.
Наряду с легендарными парадными портретами кисти Серова в композицию выставки включены и малоизвестные пейзажи мастера, созданные им в окрестностях Абрамцева и Домотканова. По словам экспертов, в пейзаже Серов сделал не меньше открытий, чем в портрете. Таким образом, и неискушенному зрителю, и профессионалу будет одинаково интересно посещение выставки, ведь еще столько загадок мастера остаются неразгаданными.
Универсальный мастер, Валентин Серов всю жизнь был увлечен множеством художественных задач, в каждой из которых добивался абсолютного совершенства. На выставке в Третьяковской галерее представлены и театральные работы художника. Например, в Москву привезен грандиозный занавес для балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов Дягелева. Это единственный сохранившийся занавес по эскизам Серова, который находится в собрании семьи Ростроповича и Вишневской в Санкт-Петербурге, и привезен в столицу впервые.
Помимо живописного и графического разделов в экспозиции учтен и серьезный биографический блок — документы, письма, фотографии, дружеские наброски, воспоминания современников художника. В этой части выставки Серов предстает не только как знаменитый портретист, но и как авторитетнейшая фигура в общественной жизни своего времени — педагог, член Совета Третьяковской галереи, участник художественных объединений.
В этом разделе также хранятся сведения о первой посмертной выставке художника в 1914 году. Биограф живописца Игорь Грабарь организовал этот показ для того, чтобы продать часть работ Серова и тем самым обеспечить семью художника, которая внезапно осталась без средств к существованию. Но в итоге полная экспозиция автора, который всю жизнь работал для частных заказчиков, по-настоящему открыла художника Валентина Серова. И уже тогда критики и широкая общественность впервые признали в нем не просто талантливого, но великого мастера.
Параллельно с выставкой в Третьяковской галерее проходит обширная культурно-образовательная программа. Кроме того, специально к этому проекту приурочили запуск отдельного сайта с полной информацией о выставке serov.tretyakov.ru. Опубликован фундаментальный каталог, который к тому же можно скачать в электронном виде на смартфон или планшет при помощи специального приложения.
Выставка расположена в Третьяковской галерее по адресу: Москва, Крымский вал, 10. Из-за большого наплыва желающих посмотреть экспозицию время работы в воскресенье продлили до 21 часа, так же, как и в четверг, пятницу и субботу. Кассы и вход на экспозицию — до 20.00. В остальные дни до 18.00 и 17.00 соответственно. Выставочные залы открываются в 10 часов утра.
Фотографии предоставлены Пресс-службой Государственной Третьяковской галереи.