В Мраморном дворце Русского музея в Санкт-Петербурге проходит выставка «Бумажная скульптура». 60 авторов, среди которых скульпторы, живописцы, графики и дизайнеры из Москвы и Петербурга, представили на суд зрителей более 100 произведений, выполненных из бумаги и ее производных. Первая выставка такого плана прошла в Русском музее в 2001 году. Тогда организаторы впервые продемонстрировали, что бумаге еще есть, что сказать искушенному в цифровых технологиях миру.
По словам кураторов, главная задача этой выставки — показать, как художники преодолевают двумерную плоскость бумажного листа, придают ему объем. В залах Мраморного дворца вы словно попадаете в иное измерение, бумажное. Практически все скульптуры выполнены из бумаги, даже если на первый взгляд это кажется не так. Вот на лестнице вас встречает разноцветный геометрический объект, издали напоминающий витражные стекла — это бумага («Углан №1», Валерий Вальран, 2011 год). В первом зале на стене в рамах зафиксированы фрагменты дерева — это тоже бумага (Латиф Казбеков «История оливы», 2010 год), каменный барельеф в работе Лидии Шульгиной «Крещение Иисуса» (2000 год) также выполнен из бумаги.
Правда, дальше на входе уже можно увидеть две явно бронзовые скульптуры. «Самолетик» и «Кораблик» Михаила Дронова повторяют по форме любимые школьные забавы — элементарные упражнения в оригами. «И что, это тоже из бумаги?» — стучат по бронзовой поверхности «бумажной» игрушки две посетительницы музея. Все-таки оказалось, что не все экспонаты выполнены из бумаги, но каждый из них посвящен этому материалу. По словам участника выставки, известного питерского художника Ивана Говоркова, проблема материала очень важна в современном искусстве, и каждый художник решает ее по-своему. «Сейчас мало того, что вы талантливы, что вы одержимы, что вы родились в новом месте, вам еще нужно найти свой материал. Как наш замечательный художник Владимир Козин делает все из резины. Застолбил материал. Если бы мы сделаем из резины, издалека все сказали бы: «а, это Козин!». А бумага пока никем непосредственно не занята. Под ним пока никто не подписался «это я», много художников работают с бумагой. Это достаточно доходчивый, простой, ясный материал, к тому же дешевый», — рассказал Иван Говорков. Упомянутый художник Владимир Козин на «бумажной» выставке не стал изменять себе — он представил объект «Туалетная бумага» (2009), выполненный из автомобильной резины.
Предложение «откликнуться» на бумажную тему приняли, как молодые авторы, так и признанные художники, давно работающие с этим хрупким материалом. Иван Говорков с художником Еленой Губановой работают вместе с начала 90-х годов и уже не раз применяли бумажные решения. Выставленная сейчас в Петербурге работа под названием «Объект» (черный обугленный кусок дерева разрезает стопку белых чистых листов) был создан еще в начале нулевых на заводе в Каряжме. Другой объект супружеской пары Губанова-Говорков «Без названия» (огромный ком бумаги сгорает на глазах посетителей при свете видео-проектора) напротив, был изготовлен специально к выставке в Русском музее.
В общем и целом, представленные в Мраморном дворце бумажные скульптуры были созданы с 1980-х годов и до настоящего момента. Но различаются работы на выставке не по сроку давности их создания, а по неким внутренним системам координат каждого, отдельно взятого автора. Наилучшим образом об этом рассказал наш собеседник, художник Иван Говорков: «Есть искусство мысли, искусство чувства, а есть искусство ощущения. И вот когда вы видите бумагу, а она изнутри начинает гореть, как в нашем большом объекте, то у вас должно создаться ощущение, что бумага — это очень горючий материал. Поэтому когда изнутри идет огонь, сразу хочется вызвать пожарных, и в то же время появляется ощущение вот этой хрупкости бумаги перед стихией огня. Это один путь. Есть и другие пути, которые выбрали художники. Есть скульптуры из папье-маше — это старый как мир материал и это тоже бумага. И наши прекрасные скульпторы, такие как Каминкер, сделали просто большие реалистические скульптуры из бумаги. Это второй путь, а третий — это промежуточный вариант. Например, мой однофамилец Владимир Говорков сделал абстрактную скульптуру из прессованного тонкого картона (кинетическая скульптура «Танец», 2013 год). То есть это явно скульптура, но есть ощущение, что она из бумаги. Но для того, чтобы делать в том или другом ключе, нужно соответствовать той или иной человеческой сущности в нас (как по Гурджиеву). Или вы интеллектуальный типаж, или эмоциональный, или чувственный. Еще есть типаж действия. Вот на открытии выставки был перфоманс, когда девушки обматывали себя бумагой, потом рвали ее на себе и зрители были в восторге. Значит, и этот типаж тоже был представлен» — поделился размышлениями художник Иван Говорков.
Разделить бумажные скульптуры по формальным признакам не представляется возможным, но если перечислить все используемые авторами материалы, то окажется, что художники выбрали несколько путей: чистый лист ватмана, гофрированный картон, газета, пачки из-под яиц, мокрая целлюлоза и другие вариации. Отдельные авторы предпочли самостоятельно изготовить бумагу для своего произведения. Помимо упомянутого корифея авторской бумаги Латифа Казбекова, в экспозиции представлены работы известного московского художника Валерия Орлова (Из серии «Воспоминания 1966», 2005 год). С тех пор, как в рамках выставки в Русском музее кураторы впервые доказали, что бумага не ушла в прошлое и по-прежнему может претендовать на первенство в соревновании современных носителей информации, арт-объекты из бумаги приобрели новые свойства. Художники, использующие бумагу для реализации собственных идей, больше не ограничиваются только этим материалом. И данная выставка прекрасно фиксируют такую эволюцию темы. Теперь многие бумажные скульптуры выполнены при помощи кинетических механизмов, видео-проекций, световых эффектов, то есть при участии электричества. Свет использует в своих работах Евгений Гор («Скрытый свет», 2010 год). Известный сценограф Александр Шишкин-Хокусай предлагает зрителю заглянуть в его объекты, напоминающие головы гигантских насекомых, внутри которых он включил свет, тем самым показав, кто живет внутри них. Одна из центровых инсталляций (несмотря на то, что находится она в последнем зале экспозиции) «Белые одежды. Посвящение» (2006-2012 гг.) художника Татьяны Баданиной. В этот раз в известной работе автора 24 торжественных наряда. В одном из интервью нашему порталу Татьяна рассказывала, что ключом к этой работе должны стать слова из Евангелие «И претерпевший до конца в награду получит белые одежды». Вот так в произведениях художников выставки бумага стала еще и символом иного мира и проводником в этот мир.
Выставка продлится до 18 августа 2014 года в Русском музее в Санкт-Петербурге.