Космос творчества Красулина

Красулин6

В Москве открылась выставка художника Андрея Красулина «Место присутствия». Площадку для экспонирования произведений юбиляра (в этом году автору исполнилось 80 лет) предоставил Музей архитектуры имени Щусева. Приглашенным на вернисаж зрителям предстояло разыскать выставленные работы среди груды разложенных вещей, сильно напоминающих свалку мусора, а затем весь вечер разгадывать замысел художника.

Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

Однако, как оказалось, идея выставки и ее воплощение принадлежит не Красулину, а куратору художнику Николаю Наседкину, что несколько раз подтвердил сам виновник торжества: «Я прекрасно понимал, что на всей земле нет человека, обладающего такой энергией, такой волей, мощным целеполаганием, как Коля. И он принес концепцию выставки, которую я полностью и с радостью принял. Выставка принадлежит ему!».

Выставочное действие развернулось в одной из частей здания Музея архитектуры: флигель «Руина» по замыслу куратора превратился в мастерскую Красулина. Незавершенные работы, нереализованные проекты, материалы для будущих произведений и наряду со всем этим — известные вещи художника из музейных каталогов. Получилась так называемая «тотальная инсталляция» (термин ввел Илья Кабаков, в этом жанре сделана выставка «Рай» Ирины Наховой). В такой композиции не только произведения автора, но и сами стены, окна, перегородки — все работает на общую цель, которая, впрочем, не столь очевидна.

На первый взгляд «Место присутствие» выглядит как небольшой недостроенный дом, жильцы которого съехали, оставив часть вещей. В неотапливаемом помещении без декоративного ремонта повсюду разбросаны предметы, напоминающие стройматериалы. Среди них виднеются книги, листы картона, картины, фрагменты скульптур в бронзе и многое другое.

«Руина все определила. Когда Андрей произнес это сакральное слово, образ был мгновенно решен… Музей — это мертвое место в современном понимании, он должен поменяться. Но как оживить вещь, которая вывозится из мастерской? Ведь настоящая вещь живет только в мастерской! В этом была задача Руины, чтобы вещи воскресли и зажили в этом, так называемом, мусоре. Но это художественный мусор, это святой мусор. Здесь ходи, рассматривай и делай какие-то выводы», — подсказывает одну из разгадок куратор выставки Николай Наседкин.

Для того, чтобы обеспечить реальное присутствие художника в Руине, он подготовил восьмичасовое видео, которое транслируется на выставке все время работы музея. Фильм состоит из монологов Красулина и других героев, разговоров художника с близкими, архивных съемок в мастерской и вне ее. На стене рядом с «кухней» висит программа фильма, по которой можно понять, какой именно фрагмент показывается в тот момент, когда зритель находится в зале.

Другим центром притяжения в экспозиции стала инсталляция «Енисей». Это 6-канальное видео, снятое Красулиным в Красноярском крае в 2007 году во время двухдневного речного путешествия на теплоходе. Ширма в качестве волнорезов и одинокие зрители как скучающие пассажиры, следящие за изменениями за бортом. «Течение воды, в разрез которого попадает зритель, отсылает в 50-е – к студенческому побегу художника на Енисей во время студенческой практики», — описывают инсталляцию организаторы выставки.

Этот и многие другие объекты позволяют говорить о ретроспективности экспозиции. Супруга художника, писатель Людмила Улицкая, рассказала, что среди экспонатов можно найти и те, что Красулин создавал еще в 14 лет, и которые были сделаны совсем недавно. На выставке можно отыскать живопись, скульптуру, графику, объекты, фото и видеоматериалы авторства Красулина.

«Мастерская — это то самое чрево, в котором рождается произведение. Там все условно свалено в некий хаос. Но этот хаос организован, он организован внутренней жизнью художника, он организован его мышлением, особенностью его творчества, там нет ничего случайного, там все на своих местах, хотя внешне производит впечатление хаоса, также, как и здесь. Если вы приглядитесь, здесь тоже есть вещи абсолютно не случайные. Здесь есть драгоценные вещи, которые выставлялись на Сотбис, они представлены в музее Цюриха, Русского музея, Третьяковской галереи. Но все это лежит вот так», — описывает окружающее архитектор и соавтор Красулина по ряду проектов Сергей Гнедовский. По его словам, представленные работы — это камертон, звучание которого должно каким-то образом настроить архитекторов на правильную, честную, искреннюю волну в своем творчестве.

Появление художника и скульптора в залах Музея архитектуры прокомментировала директор учреждения Ирина Коробьина. Начав с того, что открывается выставка про контакт с космосом, она сказала, что Андрей Красулин больше архитектор, чем художник, ведь он «работает с Богом данным пространством и делает его предметом приложения своей творческой энергии, предметом своего осмысления». Кроме того, в Руине обычно выставляются проекты, которые возникают в пограничном пространстве: когда искусство архитектуры соединяется с другими искусствами, когда происходит взаимопроникновение, это такое пространство экспериментов, рассказала Коробьина.

Прошлая юбилейная выставка Красулина проходила в Третьяковской галерее 10 лет назад. В этот раз художник тоже вел переговоры с музеем, но в итоге отказался, потому что понял, что мероприятие станет для него неподъемным. Впрочем, была и еще одна причина: «я отказался от выставки в Третьяковской галерее, потому что музей по своей сути и по своему уставу не может отключить батареи, чтобы там был мертвящий, чудовищный холод. Но это ведь не просто холод. Это проникновение и прикосновение Космоса… А помойка — это вообще модель Космоса…», — рассказал Андрей Красулин.

Андрей Красулин родился в 1934 году в Москве, окончил отделение монументальной и декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища, бывшее Строгановское. Работал в Управлении по проектированию Дворца Советов, осуществил несколько проектов в архитектурных пространствах – это вестибюль театра в Туле, интерьер филармонии в Рязани, детский дом в Геленджике, деревянное панно для Международного дома музыки и фасад театра «Мастерской Петра Фоменко» в Москве. В природных ландшафтах реализованы: памятник советским пленным, похороненным на кладбище концлагеря Эбензее в Австрии, и стальной крест в память погибших на строительстве канала Москва–Волга в городе Дмитрове.

Андрей Красулин – лауреат многочисленных премий, среди которых премия Правительства Российской Федерации в области культуры, Национальная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал» Союза архитекторов России, премия «Золотое сечение» Московского Союза архитекторов. Работы художника хранятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в художественных музеях и галереях Архангельска, Брянска, Новосибирска, Смоленска, Тулы, Ярославля, Вологды, Липецка, а также Аахена (Германия) и Цюриха (Швейцария).

Выставка продлится до 14 декабря в Москве по адресу: улица Воздвиженка, 5/25.

Фотографии предоставлены Еленой Наседкиной.