В Москве проходят показы спектакля «Мост над грязью» (Bridge over Mud) норвежского «Театра мира» (Verdensteatret). Государственный центр современного искусства летом этого года организовал кампанию по сбору средств среди будущих зрителей представления, благодаря чему стало возможным привезти всемирно известный театр в Россию. По словам куратора проекта от ГЦСИ Виталия Пацюкова, в данном случае речь идет о «театре художника», а первые подобные опыты были проведены именно в России Казимиром Малевичем в опере «Победа над солнцем» больше века назад.
Verdensteatret («Театр мира») был основан в Осло в 1986 году. В его состав входят 11 художников, представляющих разные жанры и профессии. В своих спектаклях они стремятся преодолеть границы между различными направления в искусстве и создать нечто новое, объединяющее в себе звук, изображение, видео, кинетические скульптуры, игру теней и актеров. Театр неоднократно выступал во Франции, Индии, Израиле, Италии, США, Канаде, Китае, Польше, Германии, Бельгии, Австрии, Швеции, Ирландии и других странах. Для того, чтобы приехать в Россию, коллектив театра получил специальный грант на поездку, а Государственный центр современного искусства предложил своим постоянным зрителям и посетителям выставок поддержать финансово данный проект. В итоге общими усилиями в Москве состоялись первые показы, которые теперь будут проходить каждый день (кроме 26 сентября) до 30 сентября дважды в сутки — в 16.00 и в 19.00.
Спектакль «Мост над грязью» появился всего год назад, он был показан в Норвегии на Современном музыкальном фестивале ULTIMA. Жанр представления не берутся определить даже сами авторы, уклончиво отвечая, что это «театр художника, наполненный светом, звуком, пластическим поведением и сценографической машинерией». По словам создателей, спектакль стал итогом путешествий коллектива по миру. В нем можно узнать звуковые феномены и визуальные образы различных культур.
Российский искусствовед Виталий Пацюков увидел в разыгрываемом действе темы, которые будут близки отечественному зрителю. «Потому что первые такие формы как «театр художника» появились именно в 1913 году в спектакле «Победа над солнцем» Малевича. Именно такие формы сценографии, когда прожекторы стали играть особую роль, световые состояния стали играть особую роль. Затем они стали развиваться в спектаклях Мейерхольда», — рассказал Виталий Пацюков. По его словам, образ железной дороги может напомнить зрителю не только о дороге нашей судьбы, но и о Транссибирской магистрали, которая соединили Восток и Запад. Кроме того, искусствовед обратил внимание на отголоски «Вишневого сада» Чехова в норвежской постановке и рассказал, что для участников Verdensteatret было очень важно выступить в России, «потому что они любят русский театр, любят русскую театральность, русскую драматургию». Кроме того, норвежские художники с большим уважением относятся и к русскому кинематографу. Рассказывая о своем спектакле авторы проекта упоминают фильм «Сталкер» Андрея Тарковского. Тема одинокого человека, который преодолевает неопределенное пространство, обретая после этого какой-то новый смысл существования, близка постановщикам.
Только вот после спектакля остается не ясным, кто же этот герой — небольшой движущийся паровозик, мелькающий луч света в темном зале или даже сам зритель. Границы между выступающими и наблюдающими стираются, окуная и тех и других в общий котел светозвуковой технологической мистерии. «Сценография начинает жить как живое существо, как организм, как продолжение организма человека, потому что наша цивилизация — это тоже организм человека, наши технологии — это продолжение нас. Но они несколько отчуждены, как отчужден наш мобильный телефон от нашей речи. А здесь они пытаются вернуть эту технологию, гуманизировать ее, вернуть ее в наше естество, превратить ее снова в природу», — подводит итог своим рассуждениям Виталий Пацюков и приглашает наших читателей увидеть представление своими глазами.
Спектакль «Мост над грязью» Verdensteatret проходит в Москве в преддверии международного фестиваля «Видеть звук», посвященного исследованию звука в современном искусстве. Государственный центр современного искусства совместно с международным фестивалем TodaysArt (Гаага, Нидерланды) и объединением «Выставочные залы Москвы» продолжают начатый в 2014 году масштабный визуальный проект («Пространство LUCIDA»). Тогда речь шла только о свете, а теперь организаторы предлагают посетителям «послушать» «Диалоги света и звука» (так называется выставка, с которой 8 октября официально стартует фестиваль). До конца января 2016 года на различных площадках Москвы будут представлены проекты, исследующие феномен звука во всем многообразии его проявлений.
Подробнее на официальном сайте ГЦСИ.