В Москву привезли картину Караваджо и не только | Kolomna-Art

В Москву привезли картину Караваджо и не только

18832_mainfoto1_03

Всего три с половиной года назад в Пушкинском музее завершилась масштабная выставка произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо. Тогда ее посетило более 240 тысяч человек. Многие до сих пор помнят небывалые, даже для этого музея, очереди из желающих познакомиться с работами гения, что впрочем не удивительно. В нашей стране существует лишь один подлинник Караваджо, он хранится в Эрмитаже. Тогда как на упомянутой выставке в Москве было показано 11 первостепенных полотен революционного мастера барокко. На нынешней выставке в Пушкинском музее лишь одна картина принадлежит кисти Караваджо — остальные пять десятков были написаны его последователями.
 
Новости культуры на Радио «Благо» — 102,3 FM
102,3 FM

В центре экспозиции — знаменитая работа Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей». Вокруг нее в трех залах расположились картины художников из Испании, Франции, Голландии и, конечно, Италии. Выставка «Караваджо и последователи» объединила произведения двух всемирно известных собраний — флорентийского Фонда Роберто Лонги и Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

Как известно, Караваджо приехал в Рим в конце XVI века и всего за 10 лет сумел направить в новое русло всю историю мировой живописи. Однако в последующие столетия творчество новатора было практически предано забвению. И только благодаря многолетним усилиям выдающегося историка искусства ХХ века Роберто Лонги имя Караваджо возродилось для широкой публики.

Натурализм, который во времена Караваджо называли реализмом, резкий контраст света и тени, внимание к мимолетному мгновению, движению, вспышке чувств — вот, если в общем, отличительные черты фирменного стиля знаменитого живописца. «Караваджо — это сама жизнь, застигнутая врасплох светом», — так говорил о своем кумире Роберто Лонги, который первый доказал новаторство художника. «Искусство Возрождения создало идеал, высокий идеал (Рафаэль в первую очередь). Это искусство как бы приподнято над жизнью. И это прекрасно! Но к концу XVI века востребованным оказывается сама жизнь, чтобы жизнь получила какое-то отражение в искусстве. И Караваджо становится рупором этих поисков нового направления», — поясняет куратор выставки, главный научный сотрудник и хранитель итальянской живописи ГМИИ имени Пушкина Виктория Маркова.

Как выяснили исследователи, для того, чтобы написать портрет человека, который словно прожектором света выхвачен из полного мрака, художник завешивал мастерскую черным сукном и прорубал окно в крыше. Так, в абсолютно темной комнате на натурщика сверху подали лучи ослепительного света. То же самое вслед за Караваджо стали делать молодые художники, стараясь перенять мастерство первопроходца.

Важно, что сам Караваджо не стремился оставить после себя последователей. У него не было школы, как у других известных живописцев, не было учеников и он очень не любил, когда ему подражают. Потому и термин «караваджизм» появился спустя несколько веков после смерти мастера. Последователи и подражатели съезжались в Италию со всех концов Европы и самостоятельно учились у Караваджо, разглядывая его работы. И, как это обычно бывает в таких случаях, каждый увидел в живописи гения нечто свое.

Собрание Фонда Лонги охватывает практически всю историю итальянской живописи с XIV и по XX век. В коллекции около 200 произведений, их регулярно и с успехом экспонируют на различных выставках в Италии и других странах. Но в России эти работы показывают впервые. Выбор организаторов остановился на произведениях тех живописцев, кого принято считать прямыми последователями великого мастера. Это Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Анджело Карозелли, а также художники, приезжавшие в Рим из других стран, — испанец Хусепе Рибера, французы Валантен де Булонь и Симон Вуэ, голландцы Дирк ван Бабюрен и другие. Однако воздействие творчества Караваджо на художественную жизнь Рима и всей Европы было столь велико, что его ощутили на себе не только прямые последователи мастера. К примеру, на выставке также можно увидеть работы Джованни Ланфранко и Гвидо Рени.

Коллекция Пушкинского музея хоть и уступила гостям главные залы, представлена с флорентийским собранием на равных. Специально к этому событию некоторые произведения, постоянно хранившиеся в фондах, отреставрированы и впервые показаны зрителям. Среди них картина неаполитанского караваджиста Баттистелло Караччоло, долгое время считавшаяся работой неизвестного автора, и раннее полотно испанца Хусепе Риберы «Апостол Иаков Старший». Картина представляет особый интерес как произведение из серии «Апостолы», еще пять картин из которой привезены фондом Лонги. Зрителям предлагают их сопоставить.

Кроме того, экспозиция позволяет познакомиться с произведениями, которые были недавно приобретены для Музея изобразительных искусств имени Пушкина — это большое полотно «Явление ангела святому Иосифу» Джованни Бальоне и картина «Старуха, греющая руки над жаровней» Гаспаре Траверси. Причем принадлежность последней картины кисти именно этого художника была установлена Викторией Марковой.

Выставка «Караваджо и последователи» продолжит свою работу до 10 января 2016 года в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина по адресу: Москва, улица Волхонка, 12. Подробнее об экскурсиях и мероприятиях к выставке можно узнать на сайте музея.